11 глава от Матитйаhу (Матфея) – толкование

18 ноября, 2018
Комментариев к записи: 0

Данная глава повествует о том, что Йеhошуа обличал народ за то, что те не признали ни Йоханана Погружающего как предвестника прихода Машиаха, ни его самого, как Машиаха. Он сравнил то поколение Йеhудеи с жителями таких городов, как Седом (Содом), Цор (Тир), Цидон (Сидон) и Бавэл (Вавилон), и сдал заключение, что на Суде, жителям этих городов будет отрадней, чем сынам Исраэйла, которые прохладно отнеслись к его приходу в страну.

Ученики отправлены благовествовать

1 После того, как Йеhошуа закончил наставлять двенадцать талмидим, он пошел оттуда далее учить и проповедовать в близлежащих городах.

После того, как Йеhошуа наставил учеников, он отправил их по городам страны. Сам же стал проповедовать в близлежащих городах.

Сомнения Йоханана

2 Тем временем Йоханан Погружающий, заключенный в темницу, услышал о том, что делал Йеhошуа; и вот, он послал к нему своих талмидим,

3 Чтобы те спросили его: «Ты ли тот, которого ожидают, или же нам ждать другого?»

Йоханан был посажен в тюрьму, правившим на то время, Иродом Архелаем (Матитйаhу 4:12). Архелай арестовал Йоханана по наущению своей жены, которую он взял себе в жены. Некогда она была женой его брата Филиппа, но стала сожительствовать с Архелаем. Ироды были обращенные из идумеев, и придерживались в какой-то степени основных законов Торы. Отец Архелая отремонтировал Храм Шеломо, расширил его. Именно то, что Архелай считал себя иудеем, Йоханан обличал его за то, что тот совершил мерзость, женившись на жене брата.

Согласно толкованиям проповедников того времени, Машиах должен был дать Исраэйлу свободу от оккупантов гоим и восстановить справедливость в стране. А так, как Йоханан был воспитан в семье коhаним – цедуким, то он вполне мог придерживаться такой же точки зрения, «приземляя» полномочия Машиаха. Когда Йоханан увидел, что он в темнице, а об его освобождении никто не беспокоится и даже Йеhошуа, он впал в отчаяние. В его сердце закралось сомнение: «А, действительно ли, Йеhошуа – Машиах? Потому он и послал своих учеников к Йеhошуа, чтобы услышать из его уст «Да» или «Нет».

Ответ Йеhошуа Йоханану

4 Йеhошуа ответил: «Пойдите и расскажите Йоханану о том, что вы слышите и видите –

5 Слепые снова видят, хромые ходят, болеющие проказой очищаются, глухие слышат, мертвые оживают, Бсура Това проповедуется нищим.

6 И благословен всякий, кто не засомневается во мне, как в Машиахе».

Для того, чтобы доказать Йоханану что он настоящий Машиах, Йеhошуа приводит в доказательства чудеса, совершенные им. До него, никто никогда такое не совершал.

благословен всякий, кто не засомневается во мне – людям свойственно верить в то, во что верит большинство. Основная масса руководства Йеhудеи не признавала в Йеhошуа, как Машиаха. Поэтому, народ имел раздвоенную позицию – возможно он Машиаха, а возможно какой-то великий пророк. Очень мало людей утверждались в том, что он действительно Машиах. Таковых Йеhошуа называет благословенными, потому что они основывали свою веру не на общественном мнении, а на делах, совершаемых Йеhошуа.

Если верующие в Йеhошуа, названы благословенными, то сомневающиеся подпадают под обратную сторону медали – становятся проклятыми. Это было предупреждением для Йоханана – если он будет сомневаться в подлинности Машиаха, проклятие Йеhовы будет на нем, невзирая на то, что он слуга Его. У Бога нет лицеприятия.

Кто есть Йоханан?

7 Когда они уходили, Йеhошуа начал говорить народу об Йоханане: «На что смотреть вы ходили в пустыню? На камыши, качающиеся на ветру?

8 Нет? Тогда на что же вы ходили смотреть? На хорошо одетого человека? Хорошо одетые живут в царских дворцах.

9 Ну, так зачем же вы ходили? Посмотреть на пророка! Да! И скажу вам, что он гораздо больше пророка.

10 Это тот, о котором говорится в Невиим: ‘Вот посылаю Я посланника Моего, и очистит он дорогу предо Мной’.

11 Да! Говорю вам, что из рожденных женщинами не было никого более великого, чем Йоханан Погружающий! Но все же наименьший в Царстве Небес больше его!

12 От дней же Йоханана Погружающего, теперь Царство Небес достигается силой, и прилагающие усилия, овладевают им;

13 Потому что Тора и Невиим пророчествовали лишь до прихода Йоханана.

14 По сути, если хотите это принять, он Эйлийаhу, приход которого был предсказан».

Когда Йоханан совершал водное омовение в Иордэйне, люди шли к нему как пророку. И на основании этого, Йеhошуа говорит им: «Вы ходили к Йоханану по той причине, что видели в нем пророка Йеhовы».

он гораздо больше пророка – Пророки предвозвещали приход Машиаха в будущем. Йоханану же было предопределено возвещать о Машиахе в настоящем. Он возвещал о Машиахе, которого он видел своими глазами и слышал его слова своими ушами.

10 стих – Йеhошуа привел цитату из Пророка Малахи, которая говорила о служителе Йеhовы, который возвестит о том, что Машиах уже пришел.

очистит он дорогу предо Мной – эти слова можно понимать, как слова из книги Письмо в Йерушалэйм:

1 В давние дни Йеhова многократно и различными способами говорил отцам через пророков.

2 Теперь, в ахарит hа-йамим, Он проговорил к нам через Своего сына, которому Он все дал во владение и через которого сотворил вселенную.

(Письмо в Йерушалэйм 1)

Йоханан указывал на того, через которого слово Йеhовы было возвещено для последнего времени.

11 стих – хотя Йоханан на земле является завершающим пророком, открывшим народу, кто есть Машиах, это не делает Йоханану какого-то снисхождения на земле. Он может указать на Машиаха, а после усомнившись, отречься от него в сердце своем, потому что не был освобожден из рук Ирода Архелая. Обычный же человек, достигший смерти с верой в сердце, удостоится вечной жизни в Царстве Небес. Потому, такой человек превосходней сомневающегося Йоханана, так как он достиг верой бессмертия, не усомнившись, в отличие от Йоханана. Йоханан же усомнился, и его будущее пока под вопросом, пока он не положит конец своим сомнениям.

Вывод. Йоханан великий из пророков, человек, которому выпала честь указать на Машиаха, что вот он, уже пришел. Однако, при всем при этом, обычный человек, верующий в Машиаха до смерти, намного превосходней Йоханана.

Тора и Невиим пророчествовали лишь до прихода Йоханана — Тора была дана народу для того, чтобы обозначить добро и зло и, очищаться от зла угодным Йеhове методом. В этом служении есть прообраз освящения через Машиаха. Пророки возвещали о приходе в страну Машиаха. Когда же пришло время Машиаха, Левитская система освящения подошла к завершению своего предназначения, а Пророки сказали все, что нужно было сказать о Машиахе. После Йоханана, нет необходимости в служении Пророков и в освящении через Левитское священство.

Так как Йоханану было доверено указать на Машиаха, то эта честь делает его превосходней всех танахических пророков. Потому и назван он гораздо большим, чем обычный пророк, потому что является завершающим пророк, не предсказывающим о приходе Машиаха, а указывающим на уже пришедшего Машиаха. После этого, предназначение пророков закончилось.

12 стих — служение Пророков, как и служение Левитской системы освящения, с приходом Машиаха, стали не актуальны. Однако, теперь действует другая система освящения – священство Машиаха, которое начинается с того, что нужно признать Йеhошуа из Нацерета, Машиахом. Йеhошуа говорит Накдимону:

1 Среди перушим был человек по имени Накдимон, который был руководителем иудеян.

2 Этот человек пришел к Йеhошуа ночью и сказал ему: «Раби, мы знаем, что ты учитель, посланный Элоhим, потому что никто не может совершать чудеса, творимые тобой, если Элоhим не будет с ним».

3 «Да, верно, – ответил ему Йеhошуа, – говорю тебе, что пока человек не родится заново, свыше, он не может увидеть Царства Элоhим».

4 Накдимон сказал ему: «Как может взрослый человек вновь родиться? Может ли он вернуться в утробу матери и родиться во второй раз?»

(Бсура Това от Йоханана 3)

Рождение свыше – это не заслуга посредника и не усилия посредника (человека) – рождение свыше, это реализация веры человека, который признал в Йеhошуа, своего избавителя от смерти и греха. Это его собственная заслуга, где он прикладывает усилия, чтобы верою достичь спасения. Об этом усилии и говорит Йеhошуа: теперь Царство Небес достигается силой, и прилагающие усилия, овладевают им.

он Эйлийаhу – не следует понимать, что в лице Йоханана пришел пророк Эйлийаhу, как этому учат сторонники перевоплощения душ.

Ангел, наставляющий священника Зехарйу, предвозвещая, что у его неплодной жены родится сын Йоханан, говорит об сыне его:

16 Многих из народа Исраэйла обратит он к Йеhове, Элоhим их.

17 Он выйдет перед Йеhовой в духе и силе Эйлийаhу, чтобы возвратить сердца отцов к детям, и непокорных – к мудрости праведных, чтобы приготовить для Йеhовы народ.

(Бсура Това от Йоханана 1)

Поэтому, слова Йеhошуа в данном тексте нужно понимать, как то, что Йоханан будет обладать полномочиями, которыми обладал некогда пророк Эйлийаhу. По сути, Йеhошуа цитирует пророка Малахи:

23 Вот Я посылаю к вам Эйлийаhу-пророка перед наступлением дня Йеhовы, великого и страшного.

24 И возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам их, дабы не пришел Я и не поразил землю истреблением.

(Малахи 3)

Пророк горит, что прежде чем должен наступить великий и страшный День Суда Йеhовы, придет предвозвестник и укажет на того, кто уничтожит смерть. Когда бессмертные будут отделены от смертных, только тогда сможет наступить День великого Суда. И обязательно будет человек, который возвестит об уничтожении преграды. Этим человеком и был Йоханан.

Не признание Йоханана и Йеhошуа

15 «Если у вас есть уши, слушайте!

16 С чем же могу я сравнить это поколение? Оно подобно людям на рыночных площадях, которым бродячие музыканты говорят:

17 ‘Мы играли для вас, но вы не плясали! Мы пели погребальные песни, но не рыдали!’

18 Потому что пришел Йоханан, постится и не пьет – и говорят: ‘Он одержим демонами!’

19 Пришел Сын Человеческий, ест свободно и пьет вино – и говорят: ‘Ага! Обжора и пьяница! Друг сборщиков налогов и грешников!’ Премудрость оправдывается делами, проистекающими из нее».

Руководство, жившие во времена Йоханана и Йеhошуа были воспитаны на человеческом учении Старцев и у них было свое представление о праведности. Перушим не признавали Йоханана за пророка, а шли к нему для водного омовения лишь с той целью, чтобы не потерять авторитет у простолюдинов, потому что простолюдины признавали Йоханана за пророка. Если же они не признавали того, кто говорил о Машиахе, то соответственно они не признали и Йеhошуа, Машиахом, на которого указывал Йоханан.

16 стих – люди того времени зная о делах Йоханана и о чудесах Йеhошуа, довольно прохладно отнеслись в ним – к делам, словам и чудесам, и даже хуже того — они их оскорбили. Поэтому, Йеhошуа говорит аллегорию о людях суетившихся на рынке и не замечавших того, что музыканты хотят развеселить их или тронуть их чувства грустными песнями. Музыкантов же он сравнил с собой и с Йохананом.

17 стих – Не смотря на то, что Йоханан вел аскетичный образ жизни, его не признали праведником, как не признали и Йеhошуа, который исцелял грешников от их недугов, проказы и бесов. Людей не тронул ни Йоханан, ни Йеhошуа. Поэтому Йеhошуа и привел аллегорию о веселой музыке и грустных песнях. А ниже, он истолковал свою притчу.

пришел Йоханан, постится и не пьет – он вел аскетический образ жизни, чтобы соответствовать образу пророка. Однако, его строгий образ жизни, не убедил перушим и учителей Торы, что он от Йеhовы. Мало того, они считали его одержимым, потому что нормальный человек, по их мнению, не вел бы такого образа жизни и не нес бы такой ахинеи в своих проповедях.

Пришел Сын Человеческий, ест свободно и пьет вино – Сын человеческий в данном случае, указан Йеhошуа как Машиах. Пришел Машиах, не постится, и употребляет вино, однако при этом делает то, чего никто из людей до этого не делал в таком масштабе – массовые исцеления от недугов, освобождения от демонов, от проказы, оживление из мертвых. И что? И его перушим не признали, как человека пришедшего от Йеhовы. Они назвали его беззаконником – пьяница, чревоугодник, друг сборщикам налогов и грешников.

Премудрость оправдывается делами, проистекающими из нее – человека называют мудрым в том случае, если его дела основаны на Торе. Все что он делает, приносит благо окружающим. Поэтому, такого человека никто не может назвать глупым, кроме глупых. Только глупец и способен на это. Не взирая на все благо, совершенное Йеhошуа для людей, в его делах не пожелали признавать дела праведника.

Йирмейа говорит об таковых:

21 Слушай же это, народ неразумный и бессердечный, у которого есть глаза, а не видит, уши есть, а не слышит.

(Йирмейа 5)

Упреки городам

20 Затем Йеhошуа стал упрекать города, в которых он совершил большую часть своих чудес, так как народ их не обратился от своих грехов к Йеhове.

21 «Горе тебе, Коразин! Горе тебе, Бейт-Цайда! Потому что, если бы чудеса, совершенные в вас, были совершены в Цоре и Цидоне, то они давно оделись бы в грубые одежды и посыпали пеплом головы, свидетельствуя о том, что изменили свои пути.

22 Но говорю вам, что в День Суда легче будет Цору и Цидону, нежели вам!

23 И ты, Кефар-Нахум, говоришь: ‘Взойду я на небо, выше звезд Элоhим вознесу я престол мой и буду сидеть на горе собрания, на краю севера; взойду я на высоты облачные, уподоблюсь Всевышнему’. Нет, ты будешь низвергнут в Шеол! Ведь если бы чудеса, совершенные в тебе, были совершены в Седоме, то он существовал бы и по сей день.

24 Но говорю тебе, что в День Суда наказание земли Седома будет более снисходительным, нежели твое!»

Далее, когда Йеhошуа обвинил руководство и его последователей в том, что они глухи и слепы к учению Торы и Пророков, он перешел к упрекам городов-гордецов, в которых люди ради общественного мнения проигнорировали силу и власть Йеhошуа.

Йешайа пророчествовал о наказании городов Цора (Тира) и Цидона (Сидона) за их беззакония. Йеhошуа говорит, что если бы в то время в этих городах были совершены такие чудеса, какие были совершены им в Коразине (Хоразин) и Бейт-Цайиде (Вифсаида), то люди бы их оделись бы в грубую одежду раскаивались бы в прахе и пепле, подобно Ниневии.

Как же отреагировали жители городов? Они прохладно отнеслись к тому, что к ним пришел человек с необычной силой и властью, творящий невиданные чудеса. Они не признали в нем не только Машиаха, но и даже праведника.

в День Суда легче будет Цору и Цидону – их наказание будет гораздо меньше, чем ваше.

Кефар-Нахум, Йеhошуа сравнил с беззаконным Бавэлом (Вавилоном). Он привел цитату Йешайи, которой Йешайа говорил о грехе Бавэла. И как Бавэлу было предсказано оказаться в Шеоле, так и о Кефар-Нахуме, Йеhошуа сказал тоже самое и даже хуже, потому что им будет хуже чем Седому.

в День Суда наказание земли Седома будет более снисходительным, нежели твое – Седом будет наказан на много меньше, чем ты. Если при земном Суде, этот город был испепелен, то что ждет жителей его на Великом Суде? Но, что ждет поколение, жившее при Йеhошуа, в Кефар-Нахуме? Страшно даже представить, каким будет великим и жутким это наказание за нерадивое отношение к Машиаху, который принес им бессмертие. Если бы он призывал их делать то, что делают они, то он был их другом, но так как он призывал их к Торе, им это не нравилось.

Воля Отца

25 После этих слов Йеhошуа воскликнул: «Благодарю Тебя, Отец, Адонай неба и земли, что Ты скрыл это от мудрых и разумных, но открыл несмышленым!

26 Так Отец, Ты проявил Свое благоволение.

27 Все мне передано от Отца моего. Никто не распознает сына, кроме Отца, и никто не уразумеет Отца, кроме сына и тех, кому сын пожелает открыть.

скрыл это от мудрых и разумных – в данном случае, речь идет о тех, у кого есть религиозное образование и воспитание. Однако, не все люди, воспитанные на таком учении, считали его истиной. Были такие, кто видел, что вся система перушим – это человеческое насаждение. Потому, они и увидели в Йеhошуа своего Машиаха.

но открыл несмышленым – в данном случае, речь идет о тех, кто не имеет религиозного образования и воспитания. Однако, среди таковых было и немало тех, кто так же игнорировал Йеhошуа. И все же, люди, чье сознание не засорено человеческим догматизмом, более чувствительны к истине и лучшее ее воспринимают.

26 стих – данный стих нужно смотреть вместе с 27, к тором и говорится о том благоволении, которое было проявлено к разумным и к несмышленым. И те и другие исполняют волю Аданоя – одни слепы по Его воле, другие зрячи, так же по Его воле. А воля эта — Машиах.

27 стих – Йеhошуа наделен властью от Отца влиять на людей. Одним он закрывает своими словами уши, а делами – глаза. Но, другим он словами открывает уши, а делами – глаза. Здесь можноо применить слова наставления Йоханана:

23 Всякий человек, отвергающий сына, не имеет и Отца, но тот, кто признает сына, имеет и Отца.

(1-е письмо от Йоханана 2)

Уразуметь Отца можно только приняв Машиаха. Люди, которые любят этот мир, не могут уразуметь Отца. Таковые и не способны увидеть в словах и делах Йеhошуа, слова и дела Машиаха. Потому Йоханан там же и говорит об этом:

15 Не любите мира и того, что в мире. В том, кто любит мир, нет любви к Отцу;

16 Поскольку все, что в мире – страсть тела, страсть глаз, хвастовство житейским достатком – не от Отца, но от мира.

17 Мир же исчезает, и вместе с ним – его страсти. Но тот, кто исполняет волю Йеhовы, будет жить вовеки.

(1-е письмо от Йоханана 2)

Кому сын хочет открыть

28 Приходите ко мне все изнуренные и обремененные, и я дам вам покой.

29 Наденьте на себя ярмо мое и учитесь у меня, потому что я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душе своей,

30 Ведь ярмо мое удобное, а поклажа моя легка».

Люди, которые изнурены и обременены беззаконием, и жаждут святости – это как раз, те, к кому обращены слова Йеhошуа: я дам вам покой.

Для того, чтобы обрести этот покой, нужно принять Йеhошуа, Машиахом. Это принятие он называет – ярмом. Всякий кто, признал в нем Машиаха, тот одел на себя его ярмо. Другими словами стал в упряжку, чтобы везти некий груз. Все, кто встали в эту упряжку, освободились от бремени греха и смерти. С них снимается проклятие Адама, и они обретают бессмертие.

Наденьте на себя ярмо мое и учитесь у меня – невозможно учиться у Йеhошуа, не признав его Машиахом. Поэтому, все кто не считали его Машиахом, не смогли у него учиться. Когда он учил народ о том, что он есть хлеб жизни, много учеников посчитали эти слова бредовыми и ушли от него.

60 Услышав это, многие из его талмидим сказали: «Какие непонятные слова – кто способен понять такое?»

66 С того времени, многие его талмидим оставили его и больше не ходили с ним.

(Бсура Това от Йоханана 6)

30 стих – буквально: в моей упряжке вы будете чувствовать себя комфортно и груз, который вы будет везти, для вас будет легким. Верующий в Йеhошуа, освобождается от Адамова проклятия, и его уже не гнетет дух грешного и смертного человека.

24 Да, именно! Говорю вам, что всякий, кто слышит, что я говорю и доверяет Тому, Кто послал меня, имеет вечную жизнь – то есть он не предстанет перед судом, но уже перешел от смерти к жизни!

(Бсура Това от Йоханана 5)

Admin

,

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru