12 глава от Матитйаhу (Матфея) – толкование

Ноябрь 22, 2018
Комментариев к записи: 0

В данной главе Йеhошуа противостал заблуждениям перушим и учителям Торы, относительно Шаббата. Так же он обвинил их в святотатстве и хуле на Руах hа-Кодеш. Своими словами обличения, он предрек народу, суровое наказание за то, что они не признали его как Машиаха, не слушали его призывов вернуться к Торе, но хулили его и его служение, приписывая ему, как проявление нечистой силы.

Шаббат и колосья

1 В то время шел Йеhошуа как-то в Шаббат через пшеничные поля. Его талмидим были голодны, и потому стали срывать колосья и есть их.

2 Увидев это, перушим сказали ему: “Смотри! Твои талмидим нарушают Шаббат”.

3 Но он сказал им: “Разве вы никогда не читали, что сделал Давид, когда он и бывшие с ним проголодались?

4 Он вошел в Дом Йеhовы и ел Хлеб Присутствия, что было запрещено делать и ему и его спутникам, – это разрешено только коhаним.

5 Или вы не читали в Торе, что в Шаббат, коhаним нарушают Шаббат, но все же невиновны?

6 Говорю вам, здесь, на этом месте есть нечто более великое, чем Храм!

7 Если бы вы знали, что значит “… преданности хочу Я, а не жертвоприношений …”, то вы бы не осуждали невинных,

8 Потому, сыновья человеческие – адоны Шаббата”.

Данное повествование имеет на сегодня несколько объяснений. Одни считают, что так как Йеhошуа – Машиах, ему позволено нарушать Шаббат. Другая точка зрения – Йеhошуа нарушил Шаббат и он не Машиах.

На самом деле он не нарушил Шаббат, а нарушил постановление перушим. Из контекста мы видим, что Йеhошуа оправдывает поступок учеников. На первый взгляд – его ученики нарушили Шаббат, и он позволил им это сделать, ссылаясь, что и Давиду нельзя было есть Особый хлеб, который могли есть только коhаним. Но он доказал им, что не ученики ничего не нарушили, за исключением придуманного перушим учения о Шаббате.

Тора запрещает убирать в Шаббат урожай. Поэтому, постановление перушим о растирании колосьев руками, приравнивается к молотьбе. Даже если допустить, что это нарушение, то что говорит им Йеhошуа: Священники в Храме в Шаббат нарушают его, но это не вменяется им в грех.

на этом месте есть нечто более великое, чем Храм – человек является венцом творения и все созданное в мире, создано для него. И Тора и Храм созданы для его блага. Поэтому и Тора и Храм не могут быть ценней человека. Учение же перушим учит обратному. Хотя официально они не признают, что Храм и Шаббат ценней человека, но их богословие этому учит.

Если в Храме не будет священников, то Храм становится бесполезным. Люди делают Храм Храмом, а Шаббат – Шаббатом. Поэтому, ученики, которые ели зерна, чтобы утолить приступ голода, названы Йеhошуа, больше чем Храм.

преданности хочу Я, а не жертвоприношений – учение перушим было направлено на видимое, показное служение, где проявлялась демонстрация святости. Поэтому, для них жертвоприношение было главней, чем праведность человека, достигающаяся путем соблюдения Торы. Конечно, официально они не считают, что жертвоприношение важней раскаяния, но это проистекает из их богословия.

сыновья человеческие – адоны Шаббата – в других переводах данную фразу относят к самому Йеhошуа, считая его господином Шаббата. Однако из контекста видно, что речь идет об учениках, которые растирали колосья. Называя их больше Храма, он подразумевал и то, что они больше Шаббата, потому они являются хозяевами над Шаббатом, как и священники на службе Храме в Шаббат. Человек имеет право в Шаббат делать дела которые, которые он обязан делать как человек любви. Любовь к ближнему начинается с оценки самого себя – поступить с ближним, как с собой. Можно ли ближнего оставить голодным в Шаббат ради Шаббата? Потому Йеhошуа не препятствовал ученикам рвать и растирать зерна. Каждый человек, независимо от Шаббата или обычного дня, должен заботиться о своем здоровье. Голодный человек – это уже не здоровый человек, потому что голод слабит организм. К тому же, Шаббат – это праздник; нужно ли в праздник ходить голодным? Голодать в Шаббат, даже по учению перушим – грех. Не следует путать прихоти с естественной потребностью.

Дополнительную информацию по данному материалу можно прочитать в статье Йеhошуа и колосья.

Шаббат и парализованная рука

9 Идя оттуда далее, он вошел в синагогу.

10 У одного человека там была сухая рука. Ища повод обвинить его в чем-либо, они спросили его: “Разрешено ли исцелять в Шаббат”.

11 Но он отвечал: “Если у вас есть овца, и в Шаббат она упадет в яму, кто из вас не возьмет и не вытащит ее?

12 Насколько же более ценен человек по сравнению с овцой! Потому, творить добро – вот что разрешено в Шаббат”.

13 Затем сказал он тому человеку: “Протяни руку”. И как только он протянул руку, она стала здоровой, как и другая.

14 Однако перушим вышли и начали тайно совещаться, как бы расправиться с Йеhошуа. 3ная об этом, он покинул ту область.

В это же день, когда был спор с перушим по поводу Шаббата, Йеhошуа с учениками зашли на богослужение в синагогу.

Разрешено ли исцелять в Шаббат – почему он задал такой вопрос? Потому что исцеление в Шаббат у перушим считается работой.

14 Но начальник синагоги, возмущенный тем, что Йеhошуа исцелил в Шаббат, громко сказал собранию: “Есть шесть дней в неделю, в которые можно работать – поэтому приходите исцеляться в эти дни, но не в Шаббат!

(Бсура Това от Луки 13)

Однако, перед перушим встала дилемма: если признать что нельзя, значит нельзя делать в Шаббат добро, а если признать что можно, то тогда нарушаются учения отцов (предания старцев). И тут Йеhошуа говорит им о некоем факте: если у вас упадет в Шаббат в яму овца, никто не будет ждать конца Шаббата. Почему? Потому что оставить мучиться животное в яме, которое может умереть от ран – зло в глазах Йеhовы. Что на это могли сказать перушим? Они решили его убить, потому что он опозорил их и учение старцев перед людьми.

3ная об этом, он покинул ту область – знать о надвигающейся опасности и относиться к этому равнодушно – искушать Йеhову. Потому он и покинул то место, чтобы его не поймали и не расправились с ним.

Исполнение пророчества Йешайи

15 Множество народа последовало за ним; и он исцелил их всех,

16 Но предупредил, чтобы они не разглашали о нем,

17 Чтобы исполнилось сказанное через пророка Йешайа:

18 “Вот раб Мой, которого поддерживаю Я, избранник Мой, которого желает душа Моя. Возложил Я на него дух Мой, принесет он народам закон.

19 Не будет кричать он, и не поднимет, и не даст услышать на улице голоса своего.

20 Тростника надломленного не переломит и фитиля тусклого не погасит, по истине вершить будет суд.

21 Не ослабеет он и не сломится, пока не установит на земле правосудие, и учения его острова ждать будут”.

16,17 стихи – почему он им не разрешал говорить о нем и, какое отношение к этому, имеет пророчество Йешайи? Из контекста пророчества видно, что свое служение Машиах будет совершать скромно, смиренно, не гонясь за известностью и славой.

Освобождение одержимого

22 Затем какие-то люди принесли ему человека, одержимого властью духов слепоты и немоты. Йеhошуа исцелил его, так что тот стал видеть и говорить.

23 Люди в толпе были изумлены и спрашивали: “Не он ли Сын Давида?”

24 Но когда это услышали перушим, они сказали: “Этот человек изгоняет бесов с помощью Баал-зибула – повелителя бесов”.

25 Однако зная их намерения, Йеhошуа сказал им: “Каждое царство, разделившееся внутри себя, будет разрушено, и всякий город или семья, разделившиеся внутри себя, не выстоят.

26 Если Сатан изгоняет демонов, то его царство разделилось; как же оно может тогда противостоять?

27 Кроме того, если я изгоняю бесов с помощью Баал-зибула, то с чьей же помощью ваши сыновья изгоняют их? Итак, пусть они будут вам судьями!

28 Но если я изгоняю бесов Духом Йеhовы, тогда Царство Йеhовы пришло к вам!

29 Или как может кто-либо ворваться в дом сильного человека и убежать с его имуществом, если прежде он не свяжет того человека? Только после этого он сможет ограбить его дом”.

Не он ли Сын Давида – обетованный Йеhовой потомок царя Давида по отцовской линии, согласно танахической родословной, который будет вечно восседать на троне отца своего Давида. Чудеса, которые вершил Йеhошуа, наводили людей на мысль, что он и есть Машиах.

изгоняет бесов с помощью Баал-зибула – повелителя бесов – если люди не религиозные видели в Йеhошуа – Машиаха, то перушим не желали видеть его в качестве Машиаха, потому что он не признавал их авторитет и не признавал учение старцев за Устную Тору. Кроме того, они называли его служителем Баал зибула – Господь навоза, фекалей, испражнений (так оскорбляли иудеи божество филистимлян).

Устная Тора была при Моше, которая в то сремя еще не была записана. Когда же она была записана, то необходимость в устной Торе пропала. А то, что перушим называют сегодня устной Торой – это всего лишь мнения раввинов. Суть вымысла Устной Торы в том, что она якобы доступна для понимания только перушим. Этим перушим делают себя посредником между Торой и народом.

с чьей же помощью ваши сыновья изгоняют их – если Сатан не может изгонять своих демонов из людей, потому что он не может разделить свое царство, то чьей силой изгоняют демонов талмидим? Хотя это и были его талмидим, он назвал их сыновьями народа, как одними из них.

если я изгоняю бесов Духом Йеhовы, тогда Царство Йеhовы пришло к вам – Машиах пришел к вам чтобы дать вам бессмертие. Царство Небесное – место, где нет смерти, беззакония, болезней и тд. В этом особенность этого Царства. Поэтому, им следует признать, что Йеhошуа – Машиах, так как у него есть власть изгонять демонов из одержимых.

29 стих – если Йеhошуа пришел в дом Сатана и поверг его слуг. Это значит, он имеет больше силы чем Сатан, что по сути он и доказал, когда в пустыне был искушаем и устоял, опираясь на Тору. В пустыне он дал решительный отпор и Сатан оказался бессильным, не смог соблазнить его и ввести в грех.

Оскорбление Руах hа-Кодеш

30 “Те, кто не со мной – против меня, и те, кто не собирают со мной – расточают.

31 Поэтому я говорю вам, что людям простится любой грех и богохульство, но оскорбление Руах hа-Кодеш не будет прощено.

32 Можно оскорбить Сына Человеческого, и это простится; но если кто-то не перестает оскорблять Руах hа-Кодеш, не будет прощено ему ни в олам ha-зе, ни в олам ha-ба.

33 Либо признайте дерево хорошим, потому что плоды его полезны; или же признайте дерево плохим, потому что плоды его ядовиты; ведь деревья распознаются по плодам”.

30 стих – все кто против Йеhошуа, служат Сатану. В Синодальном переводе есть слово Антихрист, которое означает как вместо Христа и против Христа. Против Христа, встает Противник – Дйавэйл, Сатан. И все кто идут против него – это антихристы. Это в первую очередь евреи, коими были учителя Торы, перушим, цедуким. Они изначально встали против него, чем и показали, на чьей они стороне.

Хорошо о таковых высказался мученик Стефан:

51 ‘Жестоковыйные люди, с необрезанными сердцами и ушами!’ Вы постоянно противитесь Руах hа-Кодеш! Вы делаете то же самое, что и ваши отцы!

52 Кого из пророков не преследовали ваши отцы? Они убивали тех, кто предсказывал им о приходе Цадика, а теперь вы стали его предателями и убийцами!

53 Вы, признающие, что Тора была принесена ангелами, но не соблюдающие ее!”

(Деятельность посланников 7)

31 стих – Что способствует хуле на Руах hа-Кодеш? Несоблюдение Торы и преследование праведников.

У народа, который отступал в своем большинстве от Торы на протяжении всей истории, сложилось свое представление о праведности и об исполнении Торы. Когда приходил пророк, говорил им об их грехах, они убивали его, потому что не желали слушать. В данном случае, и с оскорблением Йеhошуа, происходит тоже. Хула на Руах hа-Кодеш – это приписывать Его силе, силу Сатана. Когда они называли пророков – лжепророками, то они производили хулу на Руах hа-Кодеш, называя пророчества произносимые по поле Духа, лжепророчеством.

32 стих – оскорбляя пророков и Йеhошуа, в данном случае, они оскорбляли людей, потому такое оскорбление прощается человеку, когда он совершит раскаяние. Но когда оскорбляются дела, творимые пророками, как совершаемые нечистым духом, то это хула на Руах hа-Кодэш. Аналогично и с Йеhошуа, оскорбляя его, как слугу Сатана, они хулили Руах hа-Кодэш, считая что сила в нем – это сила Баал-зибула.

не будет прощено ему ни в олам ha-зе, ни в олам ha-ба – не простится ни этом веке, ни в грядущем.

Евреи и раввины, которые злословят Йеhошуа, надсмехаются над ним, можно сказать, оскорбляют человека. Но есть тонкая грань, между оскорблением Йеhошуа, как человека, и оскорблением его святого служения как Машиаха. Перешагнув ее, человек не сможет получить прощение ни в этом веке, ни в грядущем, когда каждый человек будет судим по делам своим.

Когда в Йерушалэйме перушим и цедуким казнили Йеhошуа руками гоим, то многие из народа, пришедшие на праздник Песах, поддерживали их. Но, когда на праздник Шавуот, эти же люди столкнулись с талмидим и силой Руах hа-Кодеш, то они раскаялись в своих помышлениях и изменили свою позицию:

36 Итак, пусть весь дом Израилев твердо знает, что Элоhим сделал его и Адоном, и Машиахом – того самого Йеhошуа, которого вы казнили!

37 Эти слова задели их за живое; и они сказали Эвэну и остальным посланникам: “Братья, что же нам делать?”

38 Эвэн ответил им: “Отвернитесь от своих грехов, возвратитесь к Элоhим, и каждый из вас пусть примет погружение властью Йеhошуа hа-Машиаха для прощения грехов, и вы получите дар Руах hа-Кодеш.

39 Потому что это обещание дано вам, вашим детям и всем дальним – всем тем, кого призовет Йеhова”.

(Деятельность посланников 2)

Этим людям простилось, потому что они совершили грех по неведению, своему, в отличие от перушим и цедуким, которые видя изгнание нечистого духа из человека, приписали этому чуду проявление силы Сатана. Таковым не простится ни в земной жизни, ни на великом Суде.

33 стих – дела, которые делает Йеhошуа – это плоды Руах hа-Кодэш, а дела, которые делают злословящие Йеhошуа – это плоды Сатана, пребывающие в человеке. По плодам узнается человек. Эту простую истину привел им Йеhошуа, чтобы показать, им на чьей они стороне и какая судьба им уготована за их хулу на Руах hа-Кодэш.

Кто поддерживает злословящих Йеhошуа, не признающих его как еврейского Машиаха, кто учится у них, тот поддерживает проявление Сатана в этих людях. Таковые разделят вместе воздаяние в грядущем Суде.

Дети змеи!

34 “Дети змеи! Как же вы, со своей злой природой, можете сказать что-либо доброе? Ведь уста говорят то, чем переполнено сердце.

35 Праведный человек из своего святого хранилища выносит наружу святое, а нечестивый, из своего скверного хранилища выносит наружу скверну.

36 Более того, вот что я скажу вам: в День Суда людям придется давать ответ за каждое небрежно сказанное слово;

37 Потому что своими собственными словами будешь оправдан и своими же собственными словами будешь осужден”.

34 стих – змея не может делать добра своим укусом. Ее укус несет смерть. Поэтому, Йеhошуа называет перушим детьми змеи, которые не способны ни к какому доброму делу. Все добрые дела делаются от доброго сердца. Если сердце под видом добра преследует корысть, это не засчитывается как добро, но засчитывается человеку как зло. Человек может сделать добро всему миру, но если его намерения злые, это великое добро, совершенное им для людей, не засчитается ему как добро, но как самое настоящее зло.

своими собственными словами будешь оправдан и своими же собственными словами будешь осужден – слова, всегда проще сказать, чем сделать какие-либо дела. Поэтому, злые слова – это еще не состоявшиеся дела. У перушим, против Йеhошуа, все начиналось со слов, а закончилось смертной казнью. Это говорит о том, что с самого начала, когда он обличал их как отступников Торы, они намеревались его убить.

Знамение пророка Йоны

38 На это некоторые из учителей Торы сказали: “Раби, хотим увидеть от тебя чудесное знамение”.

39 Он отвечал: “Злое и прелюбодейное поколение просит знамения?! Нет! Никакого знамения не будет ему дано, кроме знамения пророка Йоны.

40 Ибо подобно тому, как Йона три дня и три ночи был в чреве морского чудовища, так и Сын Человеческий будет находиться три дня и три ночи в чреве мрака.

41 Народ Ниневе возмутится в День Суда вместе с нынешним поколением и осудит его, потому что они обратились от своих грехов к Йеhове после проповеди Йоны. Здесь же, больше Йоны.

42 Царица Южной страны встанет в День Суда вместе с этим поколением и осудит его, потому что она пришла от края земли послушать мудрости Шеломо. Здесь же, больше Шеломо”.

хотим увидеть от тебя чудесное знамение – какого знамения они желали увидеть от Йеhошуа? Судя по контексту, они хотели убедиться в том, что он действительно Машиах. Чудеса, которые он вершил, не убеждали их. Они хотели видеть сверхъестественное.

39,40 стихи – Йеhошуа не спроста назвал то поколение беззаконниками. Прелюбодеи – это те, кто изменяет своей семейной половине. Но Йеhошуа имел в виду не физическую измену, а духовную, потому что народ отступил от Торы и почитал учение человеческое. Они жили не по уставам Торы, а по уставам перушим и учителей Торы. Поэтому, этому учителю Торы, был таков ответ – вы прелюбодеи.

Йеhошуа проводит аналогию между Йоной и между собой. Подобно как Йона был в чреве чудища морского, так и Машиаху суждено быть в чреве смертного мрака. Что произошло потом с Йоной? Рыба не смогла его принять и удержать. Она его изрыгнула. Тоже самое произойдет с Йеhошуа –смертный мрак не сможет его принять и удержать, так как он не сделал никакого нарушения Торы. Потому смерть его изрыгнула назад. А если смерть не в силах его переварить, то Йеhошуа бессмертен. Очень важно понимать, что такое смерть. Некоторые понимают, что смерть – это продолжение жизни в иной форме. Смерть – это небытие, исчезновение. В этом и есть власть смерти.

Проблема перушим, как в те времена, так и в настоящее время, это – не понимание назначения Машиаха. Для них остается непонятным вопрос бессмертия Машиаха и бессмертия тех, которые искуплены его смертью. Хотя в учении Ортодоксального Иудаизма есть такое понимание как искупление грехов праведником, все они не признают Машиаха, как цадика, которому следует умереть за грехи своего народа.

41 стих – гоим обратились к Йеhове от того, что услышали предупреждение о погибели города. Что они сделали? Он поверили проповеди Йоны. Что же происходит при словах Йеhошуа? – их игнорируют люди, у которых есть Тора и Пророки. Жителям Ниневе никто не предрекал пришествие Йоны пророка, но когда они его услышали, обратись от дел своих по слову своего царя, потому что осознавали свои грехи и верили, что за это их постигнет кара, сказанная пророком. Руководство городов Йеhудеи не видело в своем образе жизни беззакония и не нуждалось в исправлении своих путей, и дела Йеhошуа, их не трогали, но наоборот, приводили в бешенство. Йона принес жителям Ниневе от гибели временное спасение, Машиах же принес своему народу спасение от смерти на вечно.

42 стих – Царица Юга (Савская), услышав о том, что Всевышний наделил Шеломо необычайной мудростью, решила удостовериться в этом и поехала в Йерушалэйм. Много было царей знаменитых на то время, но она поехала к Шеломо, потому что слава о мудрости, которой его наделил Всевышний стала известна всем гоим. Царица гоим почтила Йеhову, приехав к Шеломо. Что же происходит в обществе Йеhудеи? Они игнорируют того, о котором говорили пророки.

Шеломо имея столь высокую мудрость, не нашел способа стать бессмертным. Потому Йеhошуа, называет себя больше Шеломо, так как мудрость, дарованная ему от Отца, принесет и ему и людям бессмертие.

Так будет и с этим грешным поколением

43 “Когда нечистый дух выходит из человека, то он странствует по засушливым местам и не находит себе покоя.

44 Тогда он говорит себе: ‘Возвращусь-ка я в дом, который покинул’. Когда он приходит туда, то обнаруживает, что дом пуст, чисто выметен и убран.

45 Тогда он идет и берет с собой семерых других духов, еще злее, нежели он сам, и они приходят туда жить, так что в конечном счете человек становится еще хуже, чем был до того. Именно так будет и с этим грешным народом”.

Эту притчу Йеhошуа рассказал в знак того, чтобы показать, что будет со страной за то, что это поколение – поколение Машиаха, не желало слушать его слова, слова того, кто больше Йоны и больше Шеломо.

Йеhова очистил Свой народ Своими заповедями, чтобы они были чисты. Однако имея заповеди, народ не захотел служить Йеhове, а стал жить по своим похотям.

Семь нечистых духов символизируют максимальную одержимость, а в данном случае максимальное отступление и осквернение. Если раньше, до того, как стать народом Йеhовы, они были как гоим, то с этого времени, они становятся в семь раз хуже гоим.

Кто моя мать и кто мои братья

46 Во время этой речи к народу, ему сообщили, что его мать и братья стоят снаружи и, желают поговорить с ним.

48 Но он ответил тому, кто сообщил ему об этом: “Кто моя мать и кто мои братья?”

49 Указывая на талмидим, он сказал: “Смотри! Вот моя мать и братья!

50 Исполняющий волю Отца, Который в небесах – он мне брат, и сестра, и мать”.

Сторонники учения перушим считают, что если бы Йеhошуа был Машиахом, он не сказал бы такое о своей матери. Но, что здесь такого он сказал против матери? Ничего того, что оскорбило бы его мать.

Во время этой речи к народу, ему сообщили – это говорит о том, что слова, сказанные о матери и братьях, следует рассматривать в контексте с его проповедью. И даже можно назвать это финалом его проповеди: Моей матерью и моими братьями будут лишь те, кто исполняет волю Отца Который на небесах, все остальные мне не братья, не сестры и не матери. Если родители отвращают человека от Йеhовы, то чего они желают сыну? Погибели. Должен ли человек слушать в данном случае отца или мать? Конечно же нет, потому что иначе он совершит грех против Йеhовы. Поэтому, на своем личном примере, Йеhошуа заявил, что мать его и братья его, это те, кто живет в соответствии с заповедями Торы.

Чему царь Шаул учил своего сына Йонатана? Убить Давида, чтобы тот не сел на его место на троне. Должен ли был Йонатан слушаться отца своего?

Йеhошуа не призывал отречься от своих родителей, но призывал расставить в своей жизни приоритеты, для того, чтобы угодить не людям, а Йеhове, потому что многие следовали традициям отцов, игнорируя учение Торы.

Указывая на талмидим – они поверили в него, как в Машиаха и последовали за ним. Потому они и исполнили волю Отца, которая заключалась в том, чтобы они верили в того, кого Он послал.

Admin

, , ,

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru