14 глава от Матитйаhу (Матфея) – толкование

Декабрь 1, 2018
Комментариев к записи: 0

Данная глава повествует о смерти пророка Йоханана – как это было.

Также в этой главе повествуется как Йеhошуа накормил пятью хлебами и двумя рыбами, пять тысяч мужчин с их женами и детьми.

Здесь же повествуется и о чуде хождения Йеhошуа и Шимона по поверхности озера Кенерет.

Как казнили пророка Йоханана

Ирод слышит о чудесах Йеhошуа

1 В это же время Ирод, областной правитель, услышал о славе Йеhошуа

2 И сказал своим прислужникам: “Должно быть, это Йоханан Погружающий. Он ожил из мертвых, потому и действуют в нем чудотворные силы”.

3 Ибо Ирод взял Йоханана под стражу, заковал в цепи и бросил в темницу из-за Иродиады, жены его брата Филиппа;

4 Так как Йоханан сказал Ироду: “Ты нарушаешь Тору, имея ее женой”.

5 Ирод хотел казнить Йоханана, но боялся народа, по мнению которого Йоханан был пророком.

Слава о чудотворениях Йеhошуа, от простых людей, дошла до двореца царя Ирода Антипы. Странным, кажется, мнение Ирода, считающего, что Йоханана, которого он казнил, ожил из мертвых. На чем оно основывается? Согласно Марку, это было мнение народа:

14 Тем временем об этом прослышал царь Ирод, так как слава Йеhошуа разнеслась повсюду. Некоторые говорили: “Йоханан Погружающий ожил из мертвых; вот почему в нем действуют чудотворные силы”.

15 Другие утверждали: “Это Элиягу!” А третьи говорили: “Он пророк, подобный древним пророкам”.

16 Но когда Ирод услышал об этом, он сказал: “Йоханан, которого я обезглавил, ожил”.

(Бсура Торва от Марка 6)

Можно предположить что весть о чудесах Йеhошуа дошла до Ирода в несколько искаженной форме, где Йеhошуа был заменен, якобы ожившим из мертвых Йохананом. Ироду была симпатична эта версия тем, что его преступление сглаживалось оживлением Йоханана.

Ты нарушаешь Тору, имея ее женой – согласно данным дошедших до наших дней, Ирод Антипа жил с женой своего брата Филиппа:

Ирод Филипп I был женат на Иродиаде, сестре Агриппы I, дочери Аристобула, казнённого в 7 г. до н. э. От этого брака Ирод Филипп I имел дочь Саломею. Однако, Иродиада оставила Филиппа и вступила в кровосмесительный брак со сводным братом Филиппа, Иродом Антипой.

Ирод лишил его наследства, и Филипп всю жизнь провёл частным человеком. Умер всеми забытый и покинутый, вероятно, в Иерусалиме.

(Википедия)

Ирод хотел казнить Йоханана – казнить по настойчивости Иродиады, так как исходя из контекста, Ирод не желал его казни, потому как боялся не только народа, но и того, что Йоханан – пророк Всевышнего.

Опрометчивость Ирода

6 Однако во время празднования дня рождения Ирода, дочь Иродиады танцевала перед собравшимися и доставила Ироду такое удовольствие,

7 Что тот клятвенно обещал дать ей все, о чем бы она не попросила.

8 По подстрекательству матери, она просила: “Принеси мне сюда на блюде голову Йоханана Погружающего”.

дочь Иродиады – почему она названа дочерью Иродиады, а не дочерью Ирода Антипы? По той причине, что это была дочь Филиппа – Саломея; по сути, доводилась племянницей Антипе.

По подстрекательству матери – Йоханан портил репутацию Ироду и ей, обличая их тем, что они сожительствуют вместе вопреки заповедям Торы:

6 “Никто ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь, чтобы открыть наготу. Я Йеhова.

16 Наготы жены брата твоего не открывай: это нагота брата твоего.

(Ваикра 18)

Это обличение и стало причиной, сначала ареста Йоханана по подстрекательству Иродиады, а затем, и причиной коварной казни его.

Смерть и погребение Йоханана

9 Царь очень огорчился; но чтобы сдержать клятвы, данные им перед зваными гостями, велел исполнить ее желание

10 И послал слуг обезглавить Йоханана в темнице.

11 Голову принесли на блюде и дали девушке, а она отдала ее своей матери.

12 Пришли талмидим Йоханана, забрали тело и похоронили его; потом пошли и рассказали Йеhошуа.

Царь очень огорчился – как уже выше было сказано, он не хотел его убивать, так как боялся убивать человека, которой считался пророком. Страх перед Йеhовой, в этом деле, у него присутствовал. Ирод не просто огорчился, а расстроился, потому что ему надлежало совершить самое настоящее преступление – убить праведника. Если жена не могла его заставить сделать это, то клятва его, сделала это.

Ирод, как простой человек мог бы отменить свою клятву, но так как он был царем, то царь не имеет право отменять своего слова, иначе он не царь. Царям не свойственно переиначивать слова своего, тем более что это была публичная клятва.

а она отдала ее своей матери – Саломее голова пророка была не нужна, она сделала то, что хотела сделать ее мать. Поэтому, она отдала голову пророка, матери. Зачем Иродиаде нужна была голова? Возможно чтобы поглумиться над ней, отомстив этим за ущерб нанесенный ее репутации. Она могла отдать ее собакам, таким образом жестоко и мстительно расправившись со своим врагом.

забрали тело – ученикам было донесено о том, что их учитель убит, и они поспешно забрали из тюрьмы обезглавленное тело его.

и похоронили его – возможно в день смерти, они похоронили тело Йоханана до захода солнца по обычаю.

потом пошли и рассказали Йеhошуа – это могло быть либо на следующий день, либо позже, т.к. Йеhошуа находился в дали от того места, где жил Ирод Антипа.

Встреча Йеhошуа с народом

13 Услышав об этом, Йеhошуа сел в лодку и удалился в безлюдное место, чтобы побыть там в одиночестве. Но люди узнали об этом и из всех городов последовали за ним по суше.

14 Поэтому, когда он сошел на берег, то увидел огромную толпу; и полный сострадания к ним, исцелил больных.

Йоханан был, во-первых, родственником Йеhошуа по матери через Элишеву (Елисавету), во-вторых, он был последним пророком, предсказавшим приход Машиаха, т.е. указавшим на Йеhошуа. Потому Йеhошуа был сильно расстроен этой недоброй вестью.

побыть там в одиночестве – без людей, без посторонних, ученики же его были с ним.

Но люди узнали об этом – узнали о том, в какое место он направился по воде.

когда он сошел на берег, то увидел огромную толпу – нужно понимать, что плавание его было не один день и не два. Их лодка могла плыть не спеша, к тому же они на ночь делали стоянки на берегу. Поэтому, за это время люди успели дойти до намеченной местности.

полный сострадания к ним – возможно смерть Йоханана усилила в нем чувства жалости к народу своему.

Пять хлебов и две рыбы

15 Когда уже вечерело, талмидим подошли к нему и сказали: “Это отдаленное место, и уже поздно. Отошли людей, чтобы они пошли и купили себе еды в селениях”.

16 Но Йеhошуа ответил: “Им не нужно уходить. Вы сами дайте им что-нибудь поесть!”

17 Они ответили: “У нас с собой только пять хлебов и две рыбы”.

18 Он сказал: “Принесите их мне”.

19 Велев народу сесть на траву, он взял пять хлебов и две рыбы и, взглянув на небо, произнес браху. Затем разломил хлебы и дал их талмидим, а те – людям.

20 Все ели вдоволь и набрали двенадцать полных корзин оставшихся кусков.

21 Тех, кто ели, было около пяти тысяч мужчин, не считая женщин и детей.

Люди не намеривались покидать это место и собирались быть там столько, сколько будет там и Йеhошуа. Однако, их запасы истощились и есть им было нечего.

произнес браху – произнес традиционное благословение над хлебом.

Затем разломил хлебы и дал их талмидим, а те – людям – Йеhошуа разломил пять хлебов на части. Эти части он передал ученикам. Ученики раздавали хлеб и рыбу людям, но при этом, в их руках рыба и хлеб не кончались.

набрали двенадцать полных корзин – эти двенадцать корзин, не зависимо от того, были ли они большими или маленькими, несравненно содержали в себе больше хлеба, чем было изначально. Это еще раз доказывает, что хлеб был реальным, как и рыба и они не кончались в руках учеников до тех пор, пока не было роздано всем.

оставшихся кусков – это были не объедки со стола, а хлеб которым никто не воспользовался по причине сытости.

Данное чудо было совершенно не преднамеренно, а спонтанно, по причине того, что людям нечего было есть. Однако это чудо было хорошим доказательством того, что их накормил не кто иной, как Машиах.

Ночь в молитве

22 Тотчас он велел своим талмидим сесть в лодку и переправиться на другой берег прежде него, пока он отпустит народ.

23 Отпустив людей, он поднялся на холм, чтобы помолиться в одиночестве. Настала ночь, и он был там один.

пока он отпустит народ – возможно он дам им наставление и благословил их перед тем, как они отправятся в свои места.

помолиться в одиночестве – скорбь по Йоханану. До этого ему не удавалось побыть наедине и излить горе свое сердца, потому что нужно было служить людям.

Йеhошуа пришел к ученикам по воде

24 Но к тому времени, борясь с волнами и встречным ветром, лодка отплыла на много стадий от берега.

25 В четвертую стражу ночи, он подошел к ним, ступая по поверхности озера.

26 Когда талмидим увидели, как он идет по озеру, они были в ужасе. “Это призрак!” – сказали они и закричали от страха.

27 Но Йеhошуа сейчас же заговорил с ними. “Ободритесь, – сказал он, – это я. Не бойтесь”.

28 Тогда Эвэн позвал его: “Адон, если это в самом деле ты, скажи, чтобы я пришел к тебе по воде”.

29 “Иди!”- сказал он. И Эвэн вылез из лодки и пошел по воде к Йеhошуа.

30 Но увидев ветер, испугался, и начав тонуть, закричал: “Адон! Спаси меня!”

31 Йеhошуа тут же протянул руку, ухватил его и сказал: “Маловерный! Зачем ты засомневался?!”

32 Когда они вошли в лодку, ветер утих.

33 Люди в лодке пали ниц перед ним и воскликнули: “Ты действительно сын Элоhим!”

Нужно понимать, что и это чудо, Йеhошуа совершил непреднамеренно. Зачем ему творить чудеса перед учениками? Все, что он делал, делал для народа, как и сотворение чуда с хлебом на пять тысяч мужчин. Поэтому, путь по воде, который он проделал от берега до лодки – это необходимость. Ему нужно было побыть наедине – скорбеть по Йоханану, и в тоже время до утра, догнать учеников. Поэтому, чтобы решить такое сложное дело, он решил догнать учеников по воде пешком.

Лодка плыла всю ночь, до четвертой стражи ночи – это уже начало рассвета, когда над водой бывает туман. Чудотворным образом Йеhошуа догнал лодку по воде за короткий срок, не смотря на то, что на озере была штормовая погода.

Это призрак – наверняка ученики никогда и не встречались с призраками. Откуда у них могло быть понимание о призраках? Понимание о призраках в народе существовало издавна. Поэтому, когда они увидели на воде идущую фигуру похожую на человеческую, они закричали от ужаса. В этом проявилось их недоверие к Отцу. Когда человек имеет слабую веру в водительство Бога, он всегда будет паниковать, когда надвигается какая-то опасность. Доверяющий Богу, сможет победить в себе страх доверием.

если это в самом деле ты – если это ты, то у тебя наверняка есть власть дать силы и мне идти по воде. На расстоянии, не было видно лица и точных очертаний силуэта, к тому же наверняка над водой был туман. Шимон понимал, что если это обычный человек, который каким-то образом перемещается по воде, чтобы напасть на них, то у него нет власти наделить его силой идти к нему на встречу по воде. Скорее всего, Шимон говорил это, находясь в некоем шоковом состоянии от страха. И тем не менее, он послушался голоса и пошел на встречу. Сколько он прошел неизвестно, но можно предположить, что около 10 шагов, так как практически дошел до Йеhошуа, который шел ему на встречу.

Но увидев ветер, испугался – возможно порыв ветра обрушил на него волну, которая могла обдать его брызгами и покрыть часть ног.

Адон! Спаси меня! – здесь у Шимона уже не было сомнений в том, что это Йеhошуа, так как он по его слову прошел по воде своими ногами. Потому он и обратился за помощью не к товарищам в лодке, а к Йеhошуа, точно зная, что это он и есть.

Ты действительно сын Элоhим – скорее всего, в эти слова они вкладывали смысл: ты Машиах нашего Бога. Во всех народах есть сыны Бога, которые так называются на основании каких-то отличительных факторов – огромный рост, сила, чары и тд. Здесь же сын Бога может быть только как Машиах. Они так сказали об Йеhошуа, потому что:

  1. он шел по воде от самого берега;
  2. Шимон по его слову пошел по воде;
  3. когда он зашел в лодку шторм утих.

Исцеления в Гиносаре

34 Переправившись через озеро, они высадились в Гиносаре.

35 Когда жители той местности узнали его, они послали сообщить об этом по всей округе и принесли к нему всех больных.

36 Больные же умоляли, чтобы он позволил им коснуться цицит на его одежде; и все касавшиеся, исцелялись.

Изначально, когда Йеhошуа был в этом месте и изгнал нечистых духов из бесноватых отправив их в свиней, а свиньи утопились, то люди не пустили его в свои села. Но, теперь, когда они увидели, как изменилась жизнь бывших бесноватых, они поняли, что Йеhошуа необычный человек, который может дать здоровье всем больным. К тому же, вести, и о других чудесах творимых им, так же дошли в их пределы. Увидев Йеhошуа вновь, они решили, что это их шанс. Поэтому, весть о его приходе распространилась по округе и все ходячие больные пришли к нему, а лежачих, привезли родственники и друзья.

чтобы он позволил им коснуться цицит – цицит – кисть на одежде согласно заповеди, он показывала, что данный человек помышляет о возвышенном (о горнем). Таковых считали праведниками. Поэтому, для больных, цицит был неким символом исцеления. Но, нужно понимать, что они считали его не просто за великого праведника, но и за Машиаха. То, что делал он, никто до этого не делал в стране.

Admin

, , ,

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru