15 глава от Матитйаhy (Матфея) – толкование

Декабрь 9, 2018
Комментариев к записи: 0

Данная глава повествует о встрече Йеhошуа с перушим и учителями Торы, пришедшими к нему из Йерушалэйма. Перушим и учителя Торы были возмущены тем, что Йеhошуа не обучает своих талмидим заповедям Мудрецов. Его ответ на их вопрос, привел их в негодование.

Так же повествуется об исцелении одержимой бесами дочери финикийской женщины и об исцелении в народе хромых, увечных, слепых, немых, глухих.

В конце главы Йеhошуа совершил еще одно чудо, накормив четыре тысячи мужчин с их женами и детьми – семью хлебами.

Встреча перушим и учителей Торы с Йеhошуа

Вопрос к Йеhошуа

1 После того из Йерушалэйма к Йеhошуа пришли некоторые перушим и учителя Торы и спрашивали у него:

2 «На основании чего твои талмидим нарушают заповеди Мудрецов? Они не делают нетилат-йадаим перед едой!»

Учителя Торы и перушим не случайно пришли повстречаться с Йеhошуа. Их целью было задать вопрос: если ты один из нас и считаешь себя раввином, почему ты не учишь своих учеников соблюдать заповеди Мудрецов? И в качестве примера, они привели заповедь нетилат-йадаим – ритуальное омовение рук перед едой. Это не просто помыть руки водой, а целая ритуальный обряд, состоящий из последующих действий, которые, выполняя в точности, должен совершать, по мнению перушим, каждый благочестивый человек. А все, кто не соблюдает эти заповеди, является скверными и нечистыми. По сути, сам Йеhошуа и его талмидим, были объявлены людьми скверными и нечистыми, по той причине, что они не омывают руки перед едой согласно учению Мудрецов.

Учителей Торы абсолютно не трогало то, что Йеhошуа имел силу врачевать, изгонять бесов, оживлять мертвых. Это не главный показатель того, что ты святой. Святым человек может быть только при условии, что он исполняет заповеди Мудрецов. По сути, это и была основная причина, по которой они не признали в нем Машиаха.

Его ответ

3 Он ответил: «А на основании чего, вы нарушаете заповеди Йеhовы заповедями Мудрецов?!

4 Ведь Йеhова сказал: ‘Чти отца твоего и мать твою …’ и ‘И кто злословит отца своего или мать свою, того должно предать смерти’.

5 Вы же учите: ‘Если, кто-либо говорит своему отцу или матери: «Приношение Йеhове то, чем мог бы помочь тебе»,

6 То, таковые освобождаются от обязанности чтить отца или мать’. Таким образом, вы устранили заповеди Йеhовы, заповедями Мудрецов!

7 Лицемеры! Прав был Йешайа, когда пророчествовал о вас:

8 ‘… приблизился ко Мне народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня,

9 а сердце свое отдалил от Меня, и стало благоговение их предо Мною — зазубренной человеческой заповедью».

вы нарушаете заповеди Йеhовы заповедями Мудрецов – соблюдение заповедей Мудрецов влечет за собой не только нарушение заповедей: не прибавляй к слову и не убавляй от него, но еще отмену заповедей Йеhовы или их запрет. Раввины запретили произносить имя Всевышнего – Йеhова, вслух и в мыслях, чтобы грешный человек, по их мнению, не осквернял Его. Однако, Тора повелевает произносить это имя. Ни одна клятва не будет действительна, если в ней не будет произнесено имя – Йеhова, согласно заповеди и не одно благословение не будет действительным если в нем не будет произнесено имя – Йеhова, согласно заповеди. Об этом можно так же послушать в отрывке лекции Ниемии Гордона, который был некогда современным перушим, но по причине расхождения учение с Торой, вынужден был отказаться от раввинистического Иудаизма и примкнуть к Кораим:

Итак, соблюдая учение Мудрецов, люди осознанно или не осознанно обязаны нарушать Тору, хотя раввинизм не считает, что это влечет за собой нарушение Торы. Наоборот, по их мнению, соблюдающий заповеди Мудрецов, исполняет Тору наилучшим образом. Кому верить – Йеhошуа или перушим, каждый пусть решает для себя этот вопрос сам.

Приношение Йеhове то, чем мог бы помочь тебе – Отдаю в дар Йеhове то, что предназначается для ежедневной помощи отцу и матери (приносили в Храм с почетом в дар Богу средства для жизни отца и матери). Немощным родителям была нужна помощь. Превратное понимание учения Торы – жертвовать Богу, преступая при этом одну из наиважнейших заповедей. Непочтение отца и матери – смертный грех. Что же сделали раввинистические Мудрецы? Они сказали, что отдать Богу то, на что следовало содержать родителей, важней заповеди, чтить родителей! Йеhова такой заповеди не устанавливал и Ему подобное не приходило на ум. Йеhошуа, знал об этой заповеди и о других подобных, еще с детства. Он знал, что Тора этому не учит и потому не соблюдал это сам и не учил этому учеников.

Лицемеры! – лицемерие последователей учения Мудрецов открывается словами пророка Йешайи, которые процитировал Йеhошуа. Это будет озвучено ниже.

устами своими и губами своими чтил Меня – проявляли в славословиях и молитвах глубокое почтение к Богу.

а сердце свое отдалил от Меня – это и есть лицемерие, когда словами показывают глубокое уважение, но в сердце это отсутствует, в сердце другие цели – показать себя святым. Таким образом, никакого приближения к Богу не происходит, а наоборот, происходит удаление от Бога.

и стало благоговение их предо Мною – зазубренной человеческой заповедью – люди заучивали наизусть заповеди Мудрецов, исполняли их с трепетом, учили этому детей. Они считали это благоговением перед Богом. На самом деле это не благоговение, а самое прямое нарушение Торы – осквернение. Следовательно, всякий верующий, соблюдающий нетилат-йадаим и другие заповеди Мудрецов – оскверняет себя, нарушая Тору.

Если прочитаем следующие слова Йешайи, которые озвучил Йеhошуа, то увидим следующую мысль пророчества:

14 Поэтому вот, Я опять удивлю народ этот чудом дивным, и пропадет мудрость мудрецов его, и разум разумных его исчезнет.

В чем суть чуда дивного, которое уничтожит учение Мудрецов учением слов Торы? Об этом Йешайша говорит дальше:

18 И глухие услышат в тот день слова книги, и из тьмы и из мрака прозреют глаза слепых.

Для более ясного понимания пророчества, необходимо прочитать всю эту главу (29) Йешайи. Люди, которые не учились у Мудрецов и считались духовно слепыми, будут разуметь Тору правильно, а те, кто считал себя мудрым, на основании человеческих заповедей, не смогут уразуметь воли Йеhовы и, по сути, будут слепы.

Исходя из пророчества Йешайи, раввинистические Мудрецы уже существовали во времена пророка. Они прошли Бавэлский плен, обросли новыми извращениями и дошли до времен Йеhошуа. Сегодня это учение существует как Иудейский раввинизм или Ортодоксальный Иудаизм.

Ортодо́ксия (от греч. ὀρθοδοξία «прямое мнение; правильное учение; правоверие»; от ὀρθός «прямой; правильный» + δοκέω «иметь мнение, полагать»[1]) — тип религиозного мышления, придающий центральное значение вере, учению, следованию какой-либо идеологии или мировоззрению, поддержке принятых позиций; консервативный[2] тип религиозного сознания, в противовес любому модернизму и реформаторству.

В широком смысле ортодоксией называют религиозную или философскую позицию, о которой полагается, что она точно находится в соответствии с буквальным и первоначальным пониманием того или иного учения. В таких случаях говорят об ортодоксальном христианстве, иудаизме, исламе, различных направлениях буддизма, марксизме и т. д.[3]

В христианстве «ортодоксия» предполагает неуклонное следование догматам веры и основам вероучения. Слово ὀρθοδοξία и производные от него встречаются уже в сочинениях апологетов II века (в частности, Климента Александрийского[4]). Терминологическое значение за ним закрепляется у Евсевия Кесарийского в «Церковной истории», где он называет Иринея Лионского и Климента Александрийского «послами церковной ортодоксии». Более широким употребление слова становится со времени правления императора Юстиниана, для характеристики богословских взглядов, которые, как считалось, точно соответствуют Евангелию и учению церкви.

В научной литературе по истории христианства «ортодоксами» (в русском переводе также «православными» — в первоначальном значении этого слова) называют сторонников Никейского символа веры, «никейцев», как противопоставление арианам[5]. Это выражение употребляется синонимично термину «католики» (в русской традиции также «кафолики») и не имеет отношения к современному противопоставлению православия и католицизма, возникшему после Великого раскола, когда этим словом стали обозначать учение Константинопольской и других церквей Восточной римский империи, отказавшихся от канонического общения с церковью бывшей Западной римский империи[6].

(Википедия)

Что делает человека нечистым

10 Затем он подозвал людей и сказал: «Послушайте и поймите вот что!

11 Человека делает нечистым не входящее в уста, а исходящее из уст. Это делает человека нечистым!»

Так как в данном вопросе, нечистота связана с едой, а точнее с хлебом, то Йеhошуа произнес учение в виде притчи: не входящее в уста, а исходящее из уст.

Не следует считать, что падаль, мертвечина, скверные животные, скверные рыбы и скверные птицы и все насекомые, не оскверняют человека. Это все оскверняет человека на уровни плоти и духа, особенно когда человек знает что нельзя, но ест в угоду прихоти. Йеhошуа, не призывал, употреблять в пищу скверное, как некоторые учат, речь не об этом, а об употреблении хлеба, ритуально неумытыми руками. Хотя, за хлебом, который преломляют перед началом трапезы, едят и другую еду, все же главное значение имеет хлеб, т.к. заповедь нетилат-йадаим подразумевает первоначально именно хлеб (хлебное приношение).

Озлобленность перушим

12 Талмидим подошли к нему и сказали: «Знаешь ли ты, что перушим оскорбились, услышав твои слова?!»

13 Он ответил: «Всякое растение, которое посадил не мой Отец небесный, будет вырвано с корнем.

14 Оставьте их. Они слепые путеводители слепых. Когда слепой человек ведет слепого, оба упадут в яму».

перушим оскорбились, услышав твои слова – для перушим, омовение рук и дар Богу родительского почтения, были святыней. Йеhошуа открыто попрал это. Это привело их в негодование на него. Теперь они поняли, что он не только не соблюдает их святыни, но и категорически против их соблюдения. Следовательно, он не один из них, он не правоверный Йуhудей, и уж тем более не Машиах.

Всякое растение, которое посадил не мой Отец – раввинистический Иудаизм не признан учением, ведущим в вечную жизнь. Если он не ведет к жизни, то он ведет к смерти. Потому, последователи учения Мудрецов – это не учение Йеhовы, а учение людей. Последователи этого учения будут исторгнуты из Царства Небес с корнем.

Оставьте их – не обращайте на них внимания – это не наши, обращайте на поведение наших людей. Другое значение — отделитесь от них, от их учения.

Они слепые путеводители слепых – как уже выше говорились, согласно пророчеству Йешайи, эти люди ослепили себя учением людей. Теперь они не могут видеть путь Торы, потому они способны учить лишь тех, кто так же любит учение людей, попирая этим Тору.

слепой человек ведет слепого, оба упадут в яму — участь и тех и других – погибель.

Разъяснение талмидим об истинном осквернении

15 Эвэн сказал ему: «Объясни нам смысл этой притчи».

16 И он спросил: «Неужели вы и сейчас не понимаете?

17 Разве не знаете, что все, попадающее в уста, проходит во внутренности и извергается в отхожее место?

18 Но то, что выходит из уст, на самом деле, исходит из сердца, именно это и делает человека нечистым.

19 Потому что из сердца исходят злые намерения: убийство, прелюбодеяние, блуд, хищения, лжесвидетельства, поношения.

20 Вот что, на самом деле, оскверняет человека, а есть без нетилат-йадаим – это не оскверняет человека».

Пояснение Йеhошуа нужно рассматривать в контексте, чтобы не уклониться от учения о чистой, скверной и запрещенной пище. На протяжении всего своего земного служения Йеhошуа, призывал народ обратиться к путям Торы. Поэтому, нужно понимать, что здесь, перед перушим, учителями Торы и простым народом, он призывает к тому же. Это очевидно из его уличения перушим и учителей Торы в их беззакониях. Следовательно, нужно понимать под словом: все, как: все разрешенное в пищу Торой. Какими бы грязными небыли твои руки, они не могут повлиять на еду, чтобы она от этого стала скверной и осквернила вкушающего ее. Скверную пищу определяет Тора, и какие бы чистые руки небыли бы, от этого она не станет чистой. Руки человека ничего в этом деле не определяют, как с чистой, так и с нечистой пищей.

18,19 стихи – по сути, здесь перечислены грехи, определяемые Торой. Грех делает человека нечистым. Грех, есть нарушение Торы. Прибавление к Торе, ровно как и убавление о Торы – это грех, ложь, ложь в том, чего Законодатель не повелевал. Поэтому, пусть не думает человек, который соблюдает учение Мудрецов хотя бы отчасти, что он, ничего плохого не делает. Всего того, чего заслуживает законодатель человеческих заповедей, того и заслуживает его последователь, утверждающий эти заповеди как истину, их соблюдением.

Вот что, на самом деле, оскверняет человека – замыслы человека вопреки Торы, которые он выражает в словах. Это могут быть лжеучения, клевета, поношение и тд.

нетилат-йадаим – это не оскверняет человека – есть ритуально неумытыми руками не оскверняет человека. Следовательно, соблюдение этой заповеди не приносит пользы в вопросах благочестия и святости. Пустая трата времени в достижении духовной чистоты. Но если бы на этом все заканчивалось, то ничего плохого бы не было. Но Йеhошуа, словами пророка Йешайи, показал, что соблюдением этих зазубренных наизусть заповедей, люди создают ложное благоговение и удаляют этим себя от Бога, потому что делают грех, ведь только грех и является причиной удаления человека от Бога.

Встреча с кенаанеянкой

21 Йеhошуа покинул то место и направился в область Цора и Цидона.

22 И вот, женщина Финикиянка, из тех мест, пришла к нему и умоляла: «Адон, сжалься надо мной. Сын Давида! Моя дочь тяжко беснуется!»

23 Но Йеhошуа не сказал ей ни слова. Подошли его талмидим и убеждали его: «Отошли ее, потому что она преследует нас и донимает своим плачем».

24 Он сказал: «Я послан только к потерянным овцам дома Исраэйла».

25 Но она подойдя ближе, распростерлась ниц перед ним, рыдая: «Адон, помоги мне!»

26 На что он ответил: «Нехорошо взять хлеб детей и бросить щенкам».

27 Она сказала: «Да, Адон; но и щенки подбирают куски, которые роняют дети».

28 Тогда Йеhошуа ответил ей: «О, женщина, велика твоя вера! Пусть сбудется то, чего желаешь!» От этого времени ее дочь была исцелена.

женщина Финикиянка – жительница земли Цора и Цидона (Тир и Сидон), т.е. нееврейка.

Сын Давида! – этими словами она признавала в нем Машиаха Исраэйла. Видимо, до нее дошли слухи, что в Йеhудее появился великий пророк с силой исцелять всякую болезнь. Так что, толки об Йеhошуа распространялись и среди неевреев. О том, что это была язычника, можно судить по диалогу ее с Йеhошуа. Она верила что он есть Машиах и силен исцелить ее дочь. Это была вера не просто в чудотворца, а именно вера в Машиаха – правителя мира.

24 стих – учение об Избавителе существовало от начала во всех народах, но все народы имели искаженное представление об этом, так как все было связано с идолами и лжебогами. Только в Исраэйле пророки доносили верную информацию о Машиахе, который должен прийти именно к своему народу – детям Авраама, Ицхака и Йаакаова. Поэтому, Йеhошуа сказал ей: меня уполномочили совершать служение только в моей родне, которая растерялась.

26 стих – его исцеления были предназначены для потомков Йаакова. Нехорошо брать те вещи, которые предназначены для других. И здесь Йеhошуа приводит аллегорию с примером, что нехорошо взять хлеб испеченный для детей и отдать его их щенкам. Это по сути, накормить щенков, а детей оставить голодными. В какой-то степени, это даже можно назвать, кощунством. Йеhошуа не считал правильным, идти к язычникам и исцелять их, потому и ученикам своим он запретил ходить в языческие и самаритянские города и селения с проповедью о нем. Поэтому, когда обратился первый язычник Корнилий, среди талмидим, это вызвало недоумение и разногласие.

27 стих – услышав аллегорию, о хлебе для детей, она ответила ему аналогично: но и щенки подбирают с земли то, что уронили дети. Как понимать ее слова? Если дети роняют в небрежности хлеб, то соответственно, такой хлеб они уже не возьмут с земли чтобы есть его. Что делать с этим хлебом? Отдать животным, чтобы не пришлось его выбрасывать в мусор, что будет наихудшим делом в этом случае. Поэтому, чтобы хлеб не попал в мусор, пусть его лучше съедят собачата, которые бегают у ног детей. Суть такой аллегории говорит примерно следующее из уст женщины в уши Йеhошуа: если родственники твои беспечно роняют хлеб, который ты им испек, то пусть он не пропадет даром, я его подберу с земли и съем. Эта аллегория поразила Йеhошуа, так что он уже не мог найти аргумента, чтобы отмахнуться от нее, как от язычницы.

Исцеление больных

29 Йеhошуа оставил то место и пошел вдоль берега озера Киннерет. Он взобрался на холм и сел.

30 Множество народа подошло к нему, ведя хромых, слепых, изувеченных, немых и многих других. Они повергали их к его ногам, и он исцелял их.

31 Люди изумлялись, видя немых — говорящими, изувеченных — здоровыми, хромых — ходячими, слепых — зрячими, и произнесли браху Йеhове, Элоhим Исраэйла.

произнесли браху Йеhове, Элоhим Исраэйла – этим они свидетельствовали, что Йеhошуа человек Божий. Хотя перушим и учителя Торы, соблюдающие учение Мудрецов, посчитали его человеком нечистым, так как он не соблюдал заповеди Мудрецов и был против их соблюдения. Народ же, в своем большинстве, не соблюдал заповеди Мудрецов и на основании этого, они считали себя грешными, а перушим и учителей Торы, они считали святыми. Но, что не говори, здоровье – это самое ценное и никто из «святых людей» не мог исцелить их и их близких. Однако, Йеhошуа, имел силу сделать это. Откуда эта сила делать такое великое добро? Однозначно от Йеhовы, а значит, Йеhошуа беспрекословно человек Божий. Потому и воздали они хвалу Небесам.

Чудо с семью хлебами

32 Йеhошуа подозвал к себе талмидим и сказал: «Мне жаль этих людей, ведь они уже три дня со мной, и теперь им нечего есть. Не хочу отсылать их голодными, чтобы они не лишились сил по пути домой».

33 Талмидим сказали ему: «Где же мы найдем достаточно хлеба в таком отдаленном месте, чтобы накормить столько народа?!»

34 Йеhошуа спросил: «Сколько хлеба у вас с собой?» Они сказали в ответ: «Семь хлебов и несколько рыбок».

35 Велев людям сесть на землю,

36 Он взял семь хлебов и рыбу, произнес браху, разломил хлебы и дал их талмидим, а они раздали людям.

37 Все ели досыта, а оставшимися кусками наполнили до верха семь корзин.

38 Евших же, было четыре тысячи мужчин, не считая женщин и детей.

39 Отослав народ, он сел в лодку и направился в область Магдалы.

Нужно понимать, что народа было много, о чем говорится в контексте, и исцелить всех за один день было бы делом невозможным, потому народ разбил там лагерь в котором жил и Йеhошуа с талмидим. Таким образом, за три дня, были исцелены все, кто пришел и кого привели и принесли. Настало время расставаться – народу нужно было расходиться по домам, а Йеhошуа продолжить свое служение в других местах.

чтобы они не лишились сил по пути домой – видимо большинство людей были из далека, а это как минимум день ходьбы. Запасы продуктов, которые народ брал с собой истощились. Можно было бы благословить народ и отправить с миром, возложив все на Всевышнего, однако это противоречит учению о том, что кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. Йеhошуа, как заботливый пастырь, понимал, что так поступать с народом не следует. Однако обычным путем решить проблему голода было невозможно. Тогда он прибегнул к чуду. Йеhошуа никогда не делал чудес по прихоти людей, но лишь в соответствии с Торой (делание добра, а не развлечение).

Семь хлебов – следует обратить внимание, что это не случайное число, потому что в танахическом учении число семь не является случайным, а есть не что иное, как замысел Всевышнего.

36 стих – после благословения хлеба и его разламывания на куски, он передал их с рыбой талмидим. Они ходили по рядам раздавали хлеб и рыбу, которые в их руках не кончались до тех пор, пока все не насытились вдоволь.

оставшимися кусками – это были не объедки, а хлеб, который не пригодился, остался лишним.

семь корзин – хлебов было семь и корзин набрали семь. Это лишний раз доказывает то, что количество хлебов, которых нашлось, было не случайным. Семью хлебами, было изначально показано, что этого вполне достаточно, чтобы накормить несколько тысяч человек.

Если предположить, что в каждую корзину, помещается семь хлебов, то оставшихся кусков было в семь раз больше, чем их было изначально после преломления. Такая трапеза являлась не расходом, а прибылью в семь раз.

Нужно отметить, что совершив браху над хлебом, Йеhошуа не совершил перед этим заповеди Мудрецов нетилат-йадаим. Люди лишний раз убедились, что заповедь эта не от Всевышнего, потому как, нечистый человек, мог ли совершить, столь невероятное чудо с хлебом.

Admin

, , ,

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru