16 глава от Матитйаhу (Матфея) – толкование

Декабрь 15, 2018
Комментариев к записи: 0

В данной главе Йеhошуа отвечает на искушение перушим и цедуким, событиями случившимися с пророком Йоной.

Йеhошуа предостерегает учеников об опасности учения перушим и цедуким.

Назначение Шимона основоположником общины Машиаха в Йерушалэйме. Так же Йеhошуа уведомляет талмидим о своих страданиях – мученической смерти и о своей славе – оживлении из мертвых и цене вечной жизни.

Перушим и цедуким искушают Йеhошуа

1 Тогда некоторые перушим и цедуким пришли, и стали искушать его, призывая показать им знамение с неба.

2 Он же сказал им в ответ: “С вечера, вы говорите: ‘Будет хорошая погода – небо багрово-красное’;

3 На рассвете говорите: ‘Сегодня будет ненастье – небо хмурое и багрово-красное’. Лицо неба умеете различать, а знамения времен не умеете!

4 Скверное и развращенное поколение ищет знамения?! А не будет ему никакого знамения, кроме знамения пророка Йоны!” С этими словами он отошел от них и удалился.

С последним разрушением Храма, фракция цедуким перестала иметь свое влияние и со временам прекратила свое существование. Однако фракция перушим продолжила свое существование и на сегодняшний день представляет собой Раввинистический иудаизм, или Ортодоксальный иудаизм. Во времена же Йеhошуа, перушим и цедуким имели свои разные вероучения и доктрины, тем не менее, их единство заключалось не в учении, а в том, что они дети Авраама, Ицхака и Йаакова. Считая себя лидерами Йеhудеи, они не могли оставлять без внимания событий с участием Йеhошуа, потому как его слова и дела подрывали их авторитет. Преподнося себе как Машиаха Исраэйла, он не поддержал ни перушим ни цедуким и не примкнул ни к одной из этих фракций.

призывая показать им знамение с неба – о каком знамении идет речь? Судя по контексту, он должен был убедить их каким-либо знаком с небес, что он есть Машиах. Если мы прослушаем одно высказывание Неемии Гордона о споре раввинов, записанном в Вавилонском Талмуде, то можно сделать вывод, что перушим и цедуким требовали от Йеhошуа призвать Небеса – пусть они подтвердят, что он есть Машиах, или другими словами, чтобы Йеhова сказал голосом во всеуслышание, что Йеhошуа есть Машиах.

Из повестований Матитйаhy, такое уже было во время ритуального омовения Йеhошуа, Йохананом. Такое знамение было услышано не только обычными людьми, но и теми перушим, которые приходили к Йоханану. Наверняка это событие разнеслось по всем домам перушим. Однако, в данный момент, они пришли и требовали официального доказательства с небес.

Что могло бы изменить, если бы Йеhошуа показал бы им знамения с небес? Ничего. Они как были неверующими, так ими бы и остались. Когда Моше вел неверный народ, никакие чудеса не сделали их верующими, потому что они были непокорными. Так и здесь, знамения ничего бы не решили. Далее, в этой главе будет показано, что вера в Машиаха не происходит в человеке сама собой, по желанию человека, но происходит по воле Отца Небесного. Кому Он пожелает, тому и откроет, что Йеhошуа – Машиах Исраэйла. Эту же мысль говорит и посланник Шаул:

15 Потому что Он говорит Моше: ‘Помилую, кого помиловать Мне, и пожалею, кого пожалеть Мне’.

16 Итак, это не зависит от желания людей или от их усилий, но от Йеhовы, обладающего милостью.

(Письмо в Рим 9)

По сути, перушим и цедуким, явлюятся в руках Всевышнего сосудами для нечистого употребления, чтобы противостоять добру по воле Его, а данном случае – противниками Машиаха, или еще антихристами. Потому они искушают Йеhошуа, как противники.

Лицо неба умеете различать, а знамения времен не умеете – люди научились различать перемену погоды по облакам, солнцу и тд. Однако, при этом, они не научились понимать пророков, указывающих на знамения прихода Машиаха.

Скверное и развращенное поколение – это не разврат с женщинами, а разврат учения Торы и Пророков, когда устраняется истинный смысл и вместо него преподносятся философия и прочие человеческие мудрствования. Люди сквернили себя извращением Торы.

кроме знамения пророка Йоны – пророк Йона был в чреве чудовища три дня, но при этом, он не переварился в испражнение, потому и был изрыгнут назад. Не перевариваемая пища изблюется. Подобно этому, Машиаху надлежит быть в чреве смертного марка три дня и три ночи. Но так как в нем не нашлось беззакония и он угодил Йеhове, Йеhова оживил его из мертвых. Потому смерть изрыгнула Машиаха назад, так как не смогла его переварить. Если смерти он не под силу, то подлинно он является бессмертным, он победил смерть – первенец из умерших.

Суть данного знамения заключается в вере. В ожившего Йеhошуа нужно было верить. Это знамение стало для людей преткновением. Все знали, что он убит и похоронен. Однако, когда Йеhошуа после своего оживления встретил талмидим, разочаровавшихся в нем по причине его смерти, он стал их убеждать из Танах, что не так ли надлежало пострадать Машиаху. Пророки указывали на предстоящие страдания, смерть и оживление Машиаха. Перушим и цедуким не могли уразуметь этого, по причине того, что они были Всевышним предопределены для зла – противостоять Йеhошуа, быть сосудами для низкого употребления, подобно Паро, который противостоял Моше и не отпускал его с народом из страны.

Остерегайтесь учения перушим и цедуким

5 Талмидим, переправившись на противоположный берег озера, забыли взять с собой хлеб.

6 Поэтому, когда Йеhошуа сказал им: “Смотрите! Берегите себя от хамец перушим и цедуким”,

7 Они решили, что он говорит так, потому что они не взяли хлеба.

8 Но Йеhошуа, зная об этом, сказал: “Маловеры! Почему вы говорите друг с другом о том, что не взяли хлеба?

9 Разве вы еще не поняли? Разве не помните пять хлебов на пять тысяч и сколько корзин вы наполнили доверху?

10 Или семь хлебов на четыре тысячи и сколько корзин вы наполнили?

11 Как же вы можете думать, что я говорил вам о хлебе, сказав: ‘Берегите себя от хамец перушим и цедуким'”.

12 Тогда они поняли, им надо беречь себя не от хлебной закваски, а от учения перушим и цедуким.

Исходя из комментария выше, очевидно, что роль перушим и цедуким была в том, чтобы противостоять воле Всевышнего, о чем в последствии говорил и умирающий Стефан. Причина их определения на такую участь – их учение. Потому, Йеhошуа предупредил своих талмидим, чтобы они остерегались учения перушим и цедуким.

Не смотря на это предупреждение, сегодняшнее мессианское движение в своем большинстве не только не остерегаются учения раввинистического иудаизма, но наоборот, признают его истинным учением Йеhовы. Даже появились общины, в которых посланник Шаул признан еретиком и лжеапостолом, по той причине, что он учил первые общины вопреки учению Мудрецов. Однако, мы видим, что первоначально учению Мудрецов противостал и Йеhошуа. Следовательно, что вслед за Шаулем, еретиком и лжемессией будет в скором будущем признан и сам Йеhошуа.

Когда изначально образовывались мессианские общины, они были более склонны к учению Брит Хадаша. В настоящее время мессианские общины все более и более отдаляются от учения Брит Хадаша, держа курс на учение Мудрецов, становясь более едиными с раввинистическим богословием. По этой причине в настоящее время среди евреев и нееврев мессианских общин возросло отречение от Йеhошуа hа-Машиаха. Это естественная закономерность. Учение неверия для того и существует, чтобы разрушать веру. Поэтому, Йеhошуа предупредил талмидим – остерегаться, чтобы они не уничтожили свою веру в него, их учением.

Отношение людей к Йеhошуа

13 Когда Йеhошуа пришел в земли Кесарии Филипповой, он спросил своих талмидим: “Кем считают люди, Сына Человеческого?”

14 Они отвечали: “Ну, одни говорят, что он Йоханан Погружающий, другие – Эйлийаhу, третьи – Йирмейа или кто-то из пророков”.

15 Сказал им: “А для вас, кто я есть?”

16 Шимон Эвэн ответил: “Ты Машиах, сын Живого Элоhим”.

17 Йеhошуа сказал ему: “Шимон Бар-Йона, благословен ты! Потому что не человек открыл тебе это, но Отец мой, Который в небесах.

18 И еще я тебе говорю, что ты есть Эвэн [Камень], и на этом камне я построю мою Общину, и воротам Шеола не удержать ее.

19 Я дам тебе ключи Царства Небес, которыми, что замкнешь на земле, будет замкнуто и для неба; и которыми, что освободишь на земле, будет освобождено и для неба”.

20 Затем приказал талмидим, чтобы никому не говорили, что он есть Машиах.

Кем считают люди, Сына Человеческого – речь идет о нем самом – за кого почитают меня люди. Но, титул – Сын Человеческий, здесь подразумевает как бы: Я называю себя сыном человеческим, т.е. Машиахом, а кем меня воспринимают люди?

14 стих – почему у людей было столько разных толков? На чем они основывали свое мнение об Йеhошуа? Нужно понимать, что в народе всегда были и будут народные герои. В народе Божьем, героями всегда считаются праведники. Наверное по этой причине, каждый видел в Йеhошуа своего любимого национального героя.

не плоть и кровь открыли тебе это – это же самое выражение встречается у посланника Шаула, когда он писал письмо в Галатию:

15 Когда же Йеhове, избравшему меня еще до моего рождения и призвавшему меня по Своему благоволению, было угодно

16 Открыть мне Своего сына, чтобы я возвестил о нем гоим, я не стал советоваться с плотью и кровью –

17 Не пошел в Йерушалэйм, чтобы встретиться там с посланниками, которые были избраны до меня. Вместо этого я сразу же направился в Аравию, а затем вернулся в Дамесек.

(Письмо в Галаты 1)

В данном случае, плоть и кровь, подразумевает не просто человека, человеков, а конкретных людей, облеченных властью учить – это Апостолы. Шаул не пошел советоваться с ними по поводу обрезания гоим для принятия в общину Машиаха, но стал руководствоваться водительством Духа. Потому, если отталкиваться от этого понимания, то плоть и кровь в словах Йеhошуа, нужно понимать как люди, обличенные властью учить, а нашем случае – учителя Торы и перушим, которые восседали на троне Моше для решения духовных вопросов. Подробней о троне Моше можно прочитать в статье На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Суть учения Йеhошуа в том, что Шимон признал Йеhошуа – Машиахом, не по учению перушим и учителей Торы, а по воле Отца небесного.

ты есть Эвэн [Камень] – в других переводах приводится как Петр или Кифа, Кефа. Но, Петр – это греческое слово. Надо так же понимать, что называть еврея прозвищем на греческом языке, было бы оскорбительным. Имя же Кефа, нигде не употребляется в иудаизме как имя еврея. Однако имя Эвэн, встречается у евреев. Потому, имя Эвэн, в данном переводе будет более естественным для еврейского восприятия.

на этом камне я построю мою Общину – хотя посланник Шаул больше всех написал богословских и нравоучительных посланий общинам, основоположником общины в Йерушалэйме был Шимон. Это видно из его первой открытой проповеди в праздник Шавуот, когда на его призыв покаяться и принять Йеhошуа своим спасителем, откликнулись несколько тысяч евреев. Так же именно он был первым направлен в дом первого язычника (Корнилия), которой вошел в еврейскую общину Машиаха. По сути, Шимон стал основателем общины не только в Йерушалэйме, но Общины Машиаха, как таковой вообще, соединив в ней и евреев, и неевреев своей властью.

воротам Шеола не удержать ее – выше уже говорилось о значении пророка Йоны в знамении Сына Человеческого – смерть не могла удержать в себе, Йеhошуа. Потому и последователи его, являются бессмертными. Ворота смерти не могут оставить у себя в заточении присоединившихся к Общине, созданной Шимоном, посредством его проповеди в день Шавуота (Пятидесятницы). В этот день талмидим получили силу Духа впервые, свидетельствовать публично об ожившем Йеhошуа hа-Машиахе. Какой смысл веры в ожившего Машиаха? Смысл заключается в том, что всякий верующий в ожившего, т.е. получившего бессмертие, Машиаха, сам получает бессмертие. Это ключевой вопрос веры. Потому, услышав об ожившем Йеhошуа, несколько тысяч евреев присоединяются к Общине Машиаха, возглавляемой Шимоном, в надежде, получить долгожданное бессмертие, некогда обещанное праотцам. Победа над смертью – основа учения о Машиахе.

7 Они распорядились, чтобы к ним привели посланников, и спросили: “Какой силой и чьим именем вы это сделали?”

8 Тогда Эвэн, наполненный Руах hа-Кодеш, сказал им: “Правители и старейшины народа!

9 Если нас сегодня допрашивают в связи с добрым делом, совершенным для искалеченного человека, если вы хотите знать, как он исцелился,

10 тогда да будет известно вам и всему народу Исраэйла, что именем Йеhошуа hа-Машиаха из Нацерета, которого вы казнили на стойке как преступника, но которого Элоhим оживил из мертвых, этот человек, стоящий перед вами, был полностью исцелен.

11 ‘Этот Йеhошуа – камень, который отвергли строители, стал главой угла.’

12 Ни в ком другом нет спасения! Так как нет другого имени под небесами, данного людям, которым мы должны спастись!

(Деятельность Посланников 4)

Главная суть учения о Машиахе – спасение от власти смерти. Для многих учений, смерти, как таковой не существует, это некий переход, некая трансформация, из одной формы жизни в другую. Если это так, то какой смысл в спасении? Поэтому, смерть, следует рассматривать не как трансформацию из одной формы бытия в другую, но как небытие. Поэтому спасение – это спасение от небытия, возвращение несуществующего в существующее. Жизнь – это некогда утраченное Адамом и возвращенное Машиахом. Само слово жизнь – говорит противоположное слову смерть – не жизнь. Если же жизнь это жизнь, а смерть – это тоже жизнь, только иная, в чем же суть смерти и спасения от нее? Поэтому, смерть – это более ужасное, чем люди себе это придумали.

ключи Царства Небес – что это за ключи? В одном месте мы встречаем такие слова Йеhошуа, обращенные к перушим и учителям Торы:

13 Но горе вам, лицемерные учителя Торы и перушим. Потому что вы затворяете Царство Небес перед людьми, сами не входите и не позволяете войти тем, кто желает.

(Бсура Това от Матитйаhу 23)

Слово затворяете, следует понимать как закрываете, но не просто закрываете, а закрываете на замок. Следовательно, они имеют ключи от ворот Царства Небес. Откуда они у них? Если говорить кратко, то можно сказать так: назвался груздем, полезай в короб. Если более детально, то перушим и учителя Торы, взяли на себя ответственность учить народ Торе, которая является дорогой в Царство Небес. Но, исходя их обличений Йеhошуа, они не только для других замкнули ворота в Царство Небес, но и для самих себя. Как уже говорилось в предыдущей главе, перушим и учителя Торы ослепили себя учением Мудрецов. И Йеhошуа сказал: они слепые учителя, которые могут учить только таких же слепцов. Потому, они своим учением закрывают желающим познать путь Торы, где человек вместо истины погружается в лжеучение и соблюдает не учение Торы, а учение людей. Если учение людей может спасать, зачем же тогда нужно учение Бога? Поэтому, всякий, следующий по пути Торы – спасется, а всякий следующий по пути учения людей, пройдет мимо ворот Царства Небесного.

Исходя из выше приведенных рассуждений, речь идет все, о тех же ключах – учение Торы и Пророков, в постижении которых, человек достигает Царства Небес. Об этом писал Шаул Тимофею:

14 Ты же не оставляй того, чему научился и в чем удостоверился, помня о тех, кто научил тебя этому;

15 А также вспоминая, что с самого детства ты знал Танах, способный наделить тебя мудростью, которая ведет ко спасению через доверие Йеhошуа hа-Машиаху.

16 Весь Танах изречен Йеhовой, а потому полезен для обучения истине, обличения греха, исправления и наставления в праведном поведении;

17 Потому пусть всякий человек, принадлежащий Йеhове, будет снабжен всем необходимым для всякого доброго дела.

(2-е Письмо к Тимофею 3)

Следовательно, власть учить народ путям Торы, возложена Небом на Шимона и его общину. Власть учить путям Торы – это и есть ключи от ворот Царствия Небесного.

что замкнешь на земле, будет замкнуто и для неба; и которыми, что освободишь на земле, будет освобождено и для неба – следует понимать, как власть решать вопросы спасения и проклятия. Все учение создано для того, чтобы научить человека войти в Царство Небес – получить бессмертие. Однако, среди народа всегда были и будут люди, которые противятся истине, как это было с Корахом, восставшим против Моше. Одни люди заслуживают благословения, а другие – проклятия. Поэтому, все, что будет благословляться в общине на основании Танах, будет признано и Небом. А все, что будет проклято в общине, на основании Танах, будет проклято и Небом. Подобный пример мы видим в случае с Хананией и Шапирой.

8 Эвэн спросил у нее: “Скажи мне, правда ли, что вы продали землю за такую-то цену?” “Да, – ответила она, – именно столько мы заплатили”.

9 Но Эвэн вновь спросил: “Тогда зачем же вы задумали испытывать Дух Йеhовы? Послушай! Люди, похоронившие твоего мужа, стоят у дверей. Они и тебя тоже вынесут!”

10 В тот же миг она упала у его ног и умерла. Вошли юноши, увидели, что она мертва, вынесли ее оттуда и похоронили рядом с мужем.

11 После этого великий страх охватил всю общину и всех, кто слышал об этом.

(Деятельность Посланников 5)

приказал талмидим, чтобы никому не говорили, что он есть Машиах – очень странно, что он так велит ученикам. До этого, он наоборот, посылал учеников, возвещать о приходе Машиаха и приближении Царства Небесного, теперь же запрещает. Но, всему свое время и место. Судя по контексту, на то, есть, как минимум две причины:

  1. Йеhошуа пришел в земли Кесарии Филипповой. Не следует путать с Филиппом, у которого брат Ирод Архелай увел жену. Это другой сын Ирода Великого, которому от отца досталась четвертая часть империи. По сути, он царевич, наследник отца. Если ученики начнут говорить о Машиахе, т.е о том, что Йеhошуа – царь Исраэйла, то кем будет выглядеть он в глазах Кесаря и его людей? Мятежником. Зачем же провоцировать обстановку против себя?
  2. не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец мой, Который в небесах – слава о Йеhошуа разнеслась довольно далеко, даже среди гоим. Люди услышали, решать им – за кого почитать его. Убеждать кого-то излишне, нет смысла.

 

Обличение Шимона

21 С того времени Йеhошуа начал объяснять своим талмидим, что ему нужно идти в Йерушалэйм, где надлежит перенести множество оскорблений и страданий от старейшин, главенствующих коhаним и учителей Торы; и что его предадут смерти, но на третий день он оживет из мертвых.

22 Эвэн отвел его в сторону и начал упрекать: “Да смилуются Небеса, и да не произойдет с тобой подобного!”

23 Но, Йеhошуа, повернувшись сказал: “Прочь от меня, Сатан! Преткновение ты мне! Ты помышляешь не о том, что угодно Элоhим, а о том, что угодно людям!”

Для учеников, такие слова были шоком. Они верили, что рано или поздно Йеhошуа возглавит страну, сделает ее богобоязненной и освободит от римлян. Им представлялся иной исход дела. Потому, Шимон, стал искренно упрекать Йеhошуа, чтобы тот не накликивал себе беду. Он не понимал, как и все другие, сути служения Машиаха. Все люди, включая и руководство, ожидали иного Машиаха, но никак не такого, которого убьют. Если убьют предводителя, то тем более его сподвижников, коими были талмидим. Шимон понимал это. Ему была ценна и жизнь Йеhошуа и своя жизнь. Зачем нужно такое ученичество, если тебя убьют за это. Быть учеников было модно, престижно, но никак не для того, чтобы тебя преследовали. По сути, Шимон сводил служение Машиаха и образование его Общины на нет. Зачем проблемы, когда можно жить, служить и учиться не создавая себе проблем. Потому Йеhошуа так жестко ответил Шимону на его жалостливость.

Прочь от меня, сатан – в данном случае это не оскорбление, а обличение. В своем первоначальном значении сатан — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. Поэтому, здесь слово нужно рассматривать не как с большой буквы, означающее ангела, но как того, кто идет против воли Всевышнего ради своей прихоти. Почему Йеhошуа употребил именно этот термин? Наверное для того, чтобы показать, на чьей стороне находятся желания Шимона.

Преткновение ты мне – ты мешаешь мне в моем деле, ставишь преграду человеческим пониманием вещей.

Каждому воздастся по делам его

24 Затем Йеhошуа сказал талмидим: “Если кто-либо хочет идти за мной, пусть отречется от самого себя; и пусть возьмет свою стойку казни и следует за мной.

25 Потому что всякий, кто хочет спасти свою собственную жизнь, погубит ее, но тот, кто погубит свою жизнь ради меня, обретет ее.

26 Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, но жизни своей нанесет ущерб? Или какой выкуп предложит человек за жизнь свою?

27 Говорится ведь, что Сын Человеческий придет в славе Отца своего, с ангелами Его; и тогда воздаст каждому по его делам.

28 Заверяю вас, что некоторые из здесь стоящих, еще не умрут, как увидят, Сына Человеческого ходящего в Царстве Отца”.

отречется от самого себя – не считаться со своими интересами.

пусть возьмет свою стойку казни – нести с собой орудие казни, на котором в любое время могут казнить за веру в Йеhошуа. Приготовить себя добровольно к смерти за Машиаха. Такова цена ученичества.

25 стих – кто хочет избежать проблем из-за Машиаха, спасти свою жизнь, тот лишает себя участия в вечной жизни, а кто умирает за веру в Машиаха, тот получит вечную жизнь в Царстве Небесном.

26 стих – даже если человек приобретет весь мир, это не дает ему права на вечную жизнь, его спасение несет ущерб. Есть ли на земле богатство, которым можно было бы получить бессмертие?

27 стих – прямого текста, указывающего на то, что Машиах придет с ангелами в славе Отца, чтобы судить мир – нет. Однако такое заключение можно сделать из нескольких текстов Танах. Что же касается воздаяния по делам каждого, то такие прямые тексты есть.

28 стих – к таковым можно отнести Йоханана, который был посланником и пророком.

12 Я обернулся, чтобы взглянуть на говорящего со мной; и когда обернулся, увидел семь золотых менор;

13 И посреди менор был некто, подобный Сыну Человеческому, одетый в мантию [ниспадающую] до ступней и с золотым поясом вокруг груди.

14 Его голова и волосы были белы, словно белоснежная шерсть, глаза его подобны пылающему огню,

15 Ступни его подобны меди сверкающей, очищенной в печи, а голос его словно шум несущихся [потоков] вод.

16 B правой руке он держал семь звезд, из уст его исходил острый меч с лезвиями по обеим сторонам, и лицо его было подобно солнцу, сияющему полной силой.

17 Увидев его, я пал к его ногам, как мертвый. Он коснулся меня правой рукой и сказал: “Не бойся! Я Первый и Последний,

18 Живущий. Я был мертв, но вот! – я жив вовеки веков! И у меня ключи от смерти и Шеола.

(Откровение Йеhошуа hа-Машиаха 1)

К таковым так же можно отнести талмидим, которые поднялись с Йеhошуа на гору, где вид его изменился. Именно это событие описывает Матитйаhу, сразу же после слов Йеhошуа. Если рассматривать это в контексте, то можно сделать вывод, что Йеhошуа говорил именно об этом событии.

Admin

, , ,

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru