8 глава от Матитйаhу (Матфея) – толкование

Ноябрь 3, 2018
Комментариев к записи: 0

После Нагорной проповеди, в которой Йеhошуа призывал общество вернуться к исполнению Торы, он вышел в народ и стал совершать исцеления сверхъестественным способом – силою Руах hа-Кодэш, исходящего от Йеhовы. Этим он показал, что он не только обладает силою слова, но и имеет власть над недугами.

Исцеление прокаженного

1 После того, как Йеhошуа сошел с холма, множество народа последовало за ним.

2 Тогда мужчина, пораженный проказой, подошел, встал на колени перед ним и сказал: “Адон, если желаешь, можешь очистить меня”.

3 Йеhошуа протянул руку, коснулся его и сказал: “Да, я желаю! Очистись!” И в тот же миг он был очищен от кожной болезни.

4 Затем Йеhошуа сказал ему: “Смотри, не говори никому, но для свидетельства людям пойди, и пусть коhен проверит тебя, и принеси жертву, о которой повелел Моше”.

Библейская проказа, по сути, это не та заразная болезнь, которую принято называть Лепрой. Это совсем другое. И тому есть объяснение через прокаженную одежду и дом.

Если с человеком понятно, что проказа – это заболевание, то с одеждой как понимать? Разве одежда или какой-то ее атрибут могут просто так заразиться проказой? Проказа разъедает тело человека. Проказа на одежде разъедает одежду. Каким образом заражается вещь, у человека, который сам не болен проказой? Разве одежда подвергается заболеванию? Или стены дома?

О язве проказы говорится, что ею болели и гоим, пример тому, Нааман Арамеянин.

1 Нааман, военачальник царя Арамейского, был великим и уважаемым человеком у господина своего, так как через него Йеhова дал победу Арамейцам. И человек этот был храбрецом, (но) прокаженным.

(2-я Мелахим 5)

Из случая с Нааманом можно сделать вывод, что проказа – это не то ритуальное заболевание, какое было в народе Исраэйла.  В среде Исраэйла, проказа использовалась как ритуальное заболевание. Что значит ритуальное заболевание – это значит, что человек заболел проказой в знак наказания за свои грехи. Когда царь Уззийаhу погряз в гордыне и был поражен:

19 И разгневался Уззийаhу, – а в руке у него кадильница для воскурения; когда разгневался он на священников, проказа появилась на лбу его, перед лицом священников, в доме Йеhовы, у алтаря воскурения.

20 И обратился к нему Азарйаhу, первосвященник, и все священники, и вот у него проказа на лбу его. И торопливо вывели его оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Йеhова.

21 И был Уззийаhу, царь, прокаженным до дня смерти своей, и жил в доме изолированном для прокаженных, ибо отлучен был от дома Йеhовы. А Йотам, сын его, ведал дворцом царским (и) судил народ страны.

(2-я Диврей hа-Йамим 26)

Из этого случая, мы видим, что проказа демонстрировала нечистое сердце человека, исполнено гордыни. Эта проказа отличается от проказы Наамана. В первом случае, человека поразил Йеhова за его гордыню; во втором случае Нааман заразился проказой во время боевых походов, чтобы было частым явлением того времени. Болезнь Наамана действительно была Лепрой. Отсюда следует вывод – что проказа в народе Божьем – это ритуальная нечистота, которая впоследствии прекратилась с прекращением существования Левитского Священства.

Теперь можно сделать вывод относительно и одежды – это ритуальная нечистота, которая демонстрирует нечистоту сердца ее владельца. И можно предположить, что прокаженная одежда – это предупреждение для некоторых людей, чтобы остановить их на их злых путях. То же самое и с домом, стены которого покрывались проказой.

Прокаженный обязан был кричать при встрече с народом: «Нечист!» Он не кричал: Я заразный, а кричал: «Я нечист!». Это говорит, что во главе угла этой болезни, стоит ритуальная нечистота. Хотя она и ритуальная, она делает человек реально скверным перед общиной и перед Всевышним.

Человек, который обратился к Йеhошуа за исцелением от этой проказы, должен был понимать, что Йеhошуа – это не просто лекарь, но некто больше, например, пророк, в подобие Элиши (Елисея), к которому приехал Нааман.

Откуда он мог знать, что Йеhошуа сможет исцелить его от этой неизлечимой болезни, которая могла исчезнуть только лишь с благоволения Всевышнего? Если верить текстам Бсуры Товы от Йоханана, то Йеhошуа познакомился с Шимоном и его братом Андреем, за два дня до превращения воды в вино на свадьбе. Это событие довольно быстро разлетелось по городам Йеhудеи, потому как гости были из разных мест.

У Матитйаhy, Йеhошуа нашел учеников сам. Это несколько противоречит данным от Йоханана, но это вполне объяснимо. Да и суть не в этом, суть в том, что Йеhошуа проповедовал свою Нагорную проповедь уже после превращения воды в вино. Потому, люди о нем уже были наслышаны, потому он и собирал такие толпы народа. Неизвестная личность, не в силах собрать такие массы в каждом новом месте.

Исходя из этого, прокаженный обратился по той причине, что слышал о том, что Йеhошуа человек от Всевышнего, обладающий силой чудотворения.

Исцеление слуги римского сотника

5 Когда Йеhошуа вошел в Кефар-Нахум, подошел командир сотни римской армии и умолял его о помощи:

6 “Адон, мой слуга лежит дома парализованный и ужасно мучается!”

7 Йеhошуа сказал: “Я пойду и исцелю его”.

8 Но командир ответил: “Адон, я не тот, к кому тебе следовало бы заходить в дом. Но если лишь прикажешь, мой слуга исцелится.

9 Я и сам подчинен власти, но, имея в распоряжении солдат, говорю одному: ‘Пойди!’ и он идет; а другому: ‘Подойди!’ и он подходит; рабу моему: ‘Сделай это!’ и он делает”.

10 Слыша это, Йеhошуа изумился и сказал людям, следовавшим за ним: “Да! Говорю вам, я не нашел никого в Израиле с такой верой!

11 Более того, говорю вам, что многие придут с востока и с запада и займут свои места на празднике в Царстве Небес с Авраhамом, Ицхаком и Йааковом.

12 А рожденные для Царства будут выброшены вон, в темноту, где люди будут стенать и скрежетать зубами!”

13 Затем Йеhошуа сказал командиру: “Иди; пусть будет тебе так, как ты поверил”. И в тот же миг его слуга исцелился.

я не тот, к кому тебе следовало бы заходить в дом – в дом гоим не следует заходить, и сотник, который изучал Тору, это знал. Потому он сказал, что ненужно идти ко мне, потому что ты все равно не войдешь в мой дом. Тебе придется исцелять слугу вне дома. Так какая тогда разница, если исцеление будет совершаться дистанционно, без прикосновения? Это можно сделать и тут.

Но если лишь прикажешь, мой слуга исцелится – если повелишь, то это повеление исполнится на расстоянии.

Стих 9 – этими словами, он говорит, что я верю в то, что слуга мой исцелится по таким же принципам:  мои слуги выполняют то, что я им велю, так и слово твое исцелит моего раба беспрекословно.

я не нашел никого в Израиле с такой верой – вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Следовательно, народ был не уверен в том, ч то обещает Йеhова в Своем слове. Они не надеялись, что что-то может произойти силою Всевышнего. Сотник же пришел просить исцеления на расстоянии. У него была превосходная вера.

многие придут с востока и с запада и займут свои места – речь идет о гоим, которые будут верить словам Йеhовы.

рожденные для Царства будут выброшены вон – евреи, которые утратили веру в исполнение слов Всевышнего, будут за это осуждены на вечное поругание.

 

Исцеление тещи Шимона

14 Йеhошуа пошел в дом Шимона и там увидел его тещу, лежавшую в постели, так как у нее был сильный жар.

15 Он прикоснулся к ее руке, жар исчез, и она встала и начала помогать ему.

У тещи Шимона была высокая температура, возможно это была простуда, а может лихорадка. После этого, возможно теща не пилила Шимона, как зятя, за то, что тот забросил свою работу и ходит с Йеhошуа.

 

Исцеление больных и изгнание нечистых духов

16 Когда наступил вечер, к нему привели многих людей, находившихся во власти бесов. Он изгнал духов словом и исцелил всех больных.

17 Это произошло, чтобы исполнилось сказанное через пророка Йешайа: “… Но болезни наши переносил он, и боли наши терпел он …”.

Ортодоксальный иудаизм, по большому счету, не признает того, что человеческий разум может быть одержим властью демонов. Однако в некоторых трудах  раввинов есть опусы о том, что и Шеломо изгонял демонов.  Из повествований Бсуры Товы, мы видим, что первоначальное фарисейство признавало это за факт и даже обвиняло Йеhошуа в том, что он изгоняет демонов, властью главного демона. Значит они верили в демонов.

34 Но перушим сказали: “Он изгоняет бесов с помощью повелителя бесов”.

(Бсура Това от Матитйаhу 9)

Современное фарисейское учение имеет не совсем ясную позицию по этому вопросу.

Это произошло, чтобы исполнилось сказанное – пророк Йешайа пророчествует об этом в 53 главе. В контексте, данные слова звучат как страдания Машиаха за грехи народа, но не как то, что он должен лечить людей и изгонять нечистых духов. Почему же тогда, Матитйаhу приводит этот текст, для доказательства того, что этот самый Йеhошуа, является Машиахом?

Моше был пророк великим, и не было больше подобного ему. Он исцелял народ, спасал их от бедствий, голода, жажды. Он был не просто пророк, а человек, который заботился о народе и неоднократно готов был умереть ради него. Поэтому, если придет Машиах, будет ли он менее, Моше или более его? Конечно же больше Моше. Следовательно, он будет заботиться о народе во много раз сильней, чем это делал Моше. Потому, Матитйаhу приводит этот отрывок, чтобы показать, что Машиаху надлежит исцелять народ от разных болезней и даже духовных, когда поражен дух человека демонической одержимостью.

Ответы Йеhошуа

18 Когда Йеhошуа увидел вокруг себя множество народа, он распорядился переправиться на другую сторону озера.

19 К нему подошел учитель Торы и сказал: “Раби, я последую за тобой, куда бы ты ни пошел”.

20 Йеhошуа сказал ему: “Лисы имеют норы, и у птиц есть гнезда, а у Сына Человеческого нет своего дома”.

21 Один из талмидим сказал ему: “Адон, позволь мне сначала пойти похоронить моего отца”.

22 Но Йеhошуа ответил: “ Следуй за мной, а смертные, пусть хоронят смертных “.

Почему Йеhошуа, увидев вокруг себя много народа, решил уплыть от них на другой берег? Возможно, по той причине, что они не смогли бы отдохнуть, ведь люди непрестанно бы обращались к нему по поводу и без повода. В следующих стихах повествуется, что пока снаряжали лодку для отплытия, ему стали задавать вопросы. А когда они плыли, он уснул. Нужно понимать, что он уснул не от безделья, а от усталости.

Стихи 19,20 – учитель Торы имел желание следовать за Йеhошуа. Он скорее всего сказал это искренно, видя, что Йеhошуа обладает силой слова и силой исцеления. Не только исцелял, но и говорил проповеди, которые звучали с силой Руах hа-Кодеш, проникая до глубины души, судя намерения и помышления сердечные.

Что ответил ему Йеhошуа? Ты не сможешь идти со мной, потому что у меня нет ничего, даже дома своего. Отцовский дом не мог быть его домом, а своего дома у него не было. Конечно же, такой ответ заставил серьезно задуматься учителя Торы.

Сына Человеческого – Йеhошуа часто называет себя Сыном человеческим – Бар-Енош, аналогичное Бен-Адам, буквально означающее сын человека. Этим же титулом Йеhова называл пророка Йехэзкэйла (Иезикииль)

3 И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Исраэйля, к коленам непокорным, которые упорствовали против Меня; они и отцы их грешат предо Мною до самого этого дня.

(Йехэзкэйл 2)

На протяжении всей книги Йехэзкэйла, Йеhова многократно называет пророка этим термином.

Не следует думать, что Сын Человеческий – это какое-то уникальное обозначение Йеhошуа. Это обозначение довольно часто встречается в ТаНаХ, и Йеhова, говорит:

19 Элоhим же не муж, чтоб Ему лгать, и не сын человека, чтобы раскаиваться. Он ли скажет и не сделает? Будет ли говорить и не исполнит?

(Бемидбар 23)

Если в этом нет ничего особенного, почему же Йеhошуа называет себя таковым? Что он этим хочет сказать окружающим? Нужно понимать, что каждый раз, когда он называл себя сыном человека, не имел в виду один и тот же смысл. Этот термин следует рассматривать в каждом случае отдельно, исходя из контекста. В данном случае, он говорит о себе как о пророке, подобно тем, кто скитались, не имея пристанища. Судьба пророков была всегда незавидной. Поэтому Йеhошуа в данном случае называет себя сыном человека, отождествляя себя с пророками. И наверняка, учитель Торы понял, что ничего хорошего Йеhошуа в Йеhудее не ждет. А значит, если он отправится с ним, его постигнет такая же участь.

Следуй за мной, а смертные, пусть хоронят смертных – Йеhошуа учил, что верующий в него, не умрет (на всегда), но будет оживлен и получит вечную жизнь. Поэтому, эта фраза означает, что смертные должны хоронить смертных, а бессмертные должны вершить дела бессмертия. Следование за Йеhошуа, являлось доказательством веры, в то, что человек признает его Машиахом Исраэйла.

24 Да, именно! Говорю вам, что всякий, кто слышит, что я говорю и доверяет Тому, кто послал меня, имеет вечную жизнь – то есть он не предстанет перед судом, но уже перешел от смерти к жизни!

(Бсура Това от Йоханана 5)

 

Укрощение шторма

23 Он сел в лодку, и за ним последовали его талмидим.

24 Затем неожиданно на озере поднялся неистовый шторм, так что волны захлестывали лодку. Йеhошуа же спал.

25 Тогда они подошли и разбудили его, говоря: “Адон! Помоги! Мы погибаем!”

26 Он сказал им: “Почему вы так боитесь? Как мало веры у вас!” Затем он встал и запретил ветрам и волнам, и наступил полный штиль.

27 Люди были поражены. Они спрашивали: “Что это за человек, что даже ветры и море повинуются ему?”

Йеhошуа же спал – он устал и спал довольно крепко. Как уже выше говорилось, он потому и покинул берег, чтобы хорошо отдохнуть.

Почему вы так боитесь? Как мало веры у вас! – он имел ввиду не то, что у них мало веры в него, а мало веры в заботу Всевышнего о них. Им следовало обратиться в молитве к Всевышнему и просить о том, чтобы буря утихла. Они же запаниковали, видя, что погода не улучшается. Почему Йеhошуа запретил буре? Чтобы показать ученикам, что своей молитвой они могли бы умолить Отца утихомирить ее.

Что это за человек, что даже ветры и море повинуются ему – Йеhошуа никогда не делал что либо по своей прихоти. Все что он делал, он делал согласно тому, чего его обязывала Тора. Поэтому, укротив бурю, он сделал это по воле Отца, тем самым спасая учеников от опасности, т.к. у них не было веры спастись; так же этим он продемонстрировал им свою тесную связь с Небом. Потому, они были поражены этим чудом, и стали переосмысливать свое отношение к Йеhошуа, что он не просто благочестивый человек, не просто пророк,  не просто человек, называющий себя Машиахом, а являющийся истинным Машиахом.

Некогда Шеломо, тоже считали за Машиаха, потому что он построил Храм, воцарил мир в стране и тд. Но Шеломо, заявил, что таковым он не является, а является обычным смертным человеком, полным духовных недостатков.

2 Ведь я невежда между людьми, и нет у меня разума человеческого.

3 И не научился я мудрости; и познания Святого не имею.

(Мишлей 30)

Изгнание бесов в Гадарах

28 Когда Йеhошуа прибыл на другую сторону озера, на территорию Гадары, из погребальных пещер вышли два человека, бывшие во власти бесов, такие буйные, что никто не осмеливался проходить той дорогой.

29 Они закричали: “Что тебе нужно от нас, Сын Элоhим? Ты пришел мучить нас раньше назначенного времени?”

30 Неподалеку же от них паслось большое стадо свиней.

31 Бесы умоляли его: “Если ты изгонишь нас, пошли нас в стадо свиней”.

32 “Хорошо, идите!” – сказал он им. Итак, они вышли и вошли в свиней, после чего все стадо ринулось с холма в озеро и утонуло.

33 Свинопасы, убежав оттуда, направились в город и пересказали всю историю, включая и то, что случилось с бесноватыми.

34 Услышав это, весь город вышел навстречу к Йеhошуа. Увидев его, они умоляли, чтобы он покинул их область.

У Марка в повествованиях говорится об одном бесноватом. У Матитйаhy о двух. Возможно это ошибки переписчиков.

Что тебе нужно от нас, Сын Элоhим – не следует понимать, что Йеhошуа – это прямой потомок Бога. Эти слова можно понимать в нескольких значениях:

  • Сын Бога – посланник Небес (ангел).
  • Сын Бога – праведник, все праведники сыны Бога.
  • Сын Бога – судья. Судей называли сынами Бога, так как они вершили суд над народом согласно Торе.

В данном случае, у Йеhошуа была власть, которая действовала над бесами. Следовательно, эту фразу нужно понимать, как Судья Бога.

Ты пришел мучить нас раньше назначенного времени – пришел судить нас раньше того времени, когда все злое будет осуждено и ввергнуто в вечное пламя.

они умоляли, чтобы он покинул их область – его забота о страдающих, принесла им ущерб. Потому, они больше не хотели, чтобы он ходил по их земле и освобождал одержимых, т.к. вышедшие бесы могли бы совершить еще большие проблемы с их скотом.

Есть противники, этой истории, которые считают, что такое не возможно, чтобы Йеhошуа отправил свиней в чистое озеро и этим бы испортил его чистоту.  Нужно понимать, что в воде и без того погибает много тварей ежедневно. Более подробно об этом можно прочитать в статье – Йеhошуа и стадо свиней.

Admin

,

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru