» Разделы » Кетувим - недельные главы » И это притчи Шеломо

И это притчи Шеломо

Мишлей – 25 глава

1 И это – притчи Шеломо, которые переписали мужи Иехизкийау, царя Йеhуды:

2 Слава Элоhим – таить дело, а слава царей – исследовать дело.

3 Вышина небес, и глубина земли, и сердца царей непостижимы.

4 Отдели примеси от серебра, и выйдет у плавильщика сосуд:

5 Удали нечестивого от царя, и престол его утвердится правдою.

6 Не красуйся перед царем и на место великих не становись,

7 Ибо лучше пусть скажут тебе: “Поднимись сюда!”, чем, если унизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.

8 Не вступай в спор поспешно, ибо что сделаешь впоследствии, когда пристыдит тебя противник твой?

9 Свой спор веди с противником твоим, но тайны другого не открывай,

10 Не то осудит тебя слушающий, и бесчестие твое не отойдет (от тебя).

11 Золотые яблоки в серебряных украшениях – слово, сказанное своевременно и мудро.

12 Золотое кольцо и ожерелье из чистого золота – мудрый обличитель для внимательного уха.

13 Как прохлада от снега в день жатвы, так верный посол для пославших его: он доставляет душе господина своего отраду.

14 Тучи и ветер, а дождя нет – человек, хвастающий ложным даром.

15 Кроткими уговорами склоняется (к милости) властелин, и мягкий язык переломит кость.

16 Нашел ты мед? Ешь, сколько тебе потребно, не то пресытишься им и изблюешь его.

17 Удерживай ногу твою от дома ближнего твоего, не то он пресытится тобою и возненавидит тебя.

18 Дубинка и меч и острая стрела – человек, произносящий против ближнего своего ложное свидетельство.

19 Шатающийся зуб и вывихнутая нога – опора (на) неверного в день бедствия.

20 Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус для щелочей, то поющий (веселые) песни для печального сердца.

21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою;

22 Ибо горящие угли собираешь ты на голову его, и Йеhова воздаст тебе.

23 Северный ветер несет дождь, а речь клеветника – хмурые лица.

24 Лучше жить на углу кровли, нежели со сварливою женою в одном доме.

25 (Что) холодная вода для истомленной (жаждой) души – то добрая весть из дальней страны.

26 Загрязненный родник и испорченный источник – праведный, падающий пред нечестивым.

27 Есть меду много – вредно, так и увеличивать (свою) славу – не прибавит славы.

28 Город разрушенный, без стены, – человек, не владеющий духом своим.

Мишлей – 26 глава

1 Как снег летом и как дождь во время жатвы, так не пристала глупому честь.

2 Как птица упорхнет, как воробей улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.

3 Бич – для коня, узда – для осла, а розга – для спины глупых.

4 Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему.

5 Отвечай глупому по глупости его, а то он будет мудр в глазах своих.

6 Подсекает себе ноги, пьет досаду, кто дает словесное поручение глупцу.

7 Болтаются бедра у хромого, а притча – в устах глупых.

8 Как привязывающий камень к праще, так (тот) кто воздает глупому честь.

9 Колючка, попавшаяся в руки пьяного, – притча в устах глупцов.

10 Всякий нанимающий глупого, приобретает себе множество бед.

11 Как пес возвращается на блевотину свою, (так) глупый повторяет глупость свою.

12 Видал ли ты человека, мудрого в глазах своих? У глупого больше надежды, чем у него.

13 Ленивец говорит: “Лев на дороге! Лев среди площадей!”

14 Дверь поворачивается в петле своей, – а ленивец на постели своей.

15 Опустил ленивец руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего.

16 Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно.

17 Хватает пса за уши (тот), кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.

18 Как притворяющийся помешанным, который мечет огонь, стрелы и смерть,

19 Так человек, который обманывает (коварно) ближнего своего и говорит: “Ведь я шучу”.

20 Без дров угасает огонь, а без наушника прекратится раздор.

21 Уголь – для жару, и дрова – для огня, и человек сварливый – для разжигания ссоры.

22 Слова наушника – лакомство (для людей), и (они) нисходят в глубину чрева.

23 Нечистое серебро, наложенное на глиняный (сосуд), – пламенные уста и злое сердце.

24 Устами своими притворяется враг, а в душе своей замышляет он коварство.

25 Когда он делает нежным голос свой, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его.

26 Если ненависть (льстеца) прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании.

27 (Кто) роет яму, в нее упадет; а (кто) катит камень, к тому (он) воротится.

28 Лживый язык ненавидит сокрушаемых им, и льстивые уста делают (подготавливают) падение.

Мишлей – 27 глава

1 Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит день.

2 Пусть хвалит тебя другой, а не язык твой, – чужой, а не уста твои.

3 Тяжел камень и весом песок, но гнев глупца тяжелее обоих.

4 Гнев – жесток, ярость – неукротима, но кто устоит против ревности?

5 Лучше открытое обличение, чем скрытая любовь.

6 Полезны раны от любящего, и лживы поцелуи врага.

7 Душа сытая попирает и соты, а душе голодной все горькое, сладко.

8 Как птица, покидающая свое гнездо, так человек, покидающий место свое.

9 Масть и курения радуют сердце, а сладость друга – в задушевном совете.

10 Друга твоего и друга отца твоего не покидай и в дом брата твоего не ходи в день бедствия твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.

11 Будь мудр, (мудрость) порадует сердце твое – дашь отпор поносителю своему.

12 Разумный видит зло и укрывается, а глупые преступают и наказываются.

13 Возьми его платье, так как он поручился за чужого, и за сторонних возьми у него залог.

14 Если кто благословляет ближнего своего громким голосом рано поутру – (как) проклятье зачтется ему.

15 Беспрерывная капель в дождливый день и сварливая жена – равны.

16 Кто (хочет) скрыть ее, тот (хочет) скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе.

17 Железо – железо острит, а человек изощряет взгляд друга своего.

18 (Кто) стережет смоковницу, будет есть плоды ее; и (кто) бережет господина своего, будет почтен.

19 Как (в) воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку.

20 Преисподняя и Аваддон – ненасытимы, и глаза человека ненасытимы.

21 Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, и человек – по мере славы своей.

22 Если (даже) будешь толочь глупца в ступе между крупою пестом, не отстанет от него глупость его.

23 Знай хорошо вид овец твоих, обращай внимание на стада,

24 Ибо не навеки богатство, и разве корона из рода в род?

25 Пробились всходы, и является зелень, и соберут травы горные:

26 (Будут) овцы – для одежды твоей, и козлы – на покупку поля;

27 И довольно козьего молока для пищи твоей, для пищи дома твоего и на пропитание служанкам твоим.

Мишлей – 28 глава

1 Бегут нечестивые, и никто не гонится (за ними), а праведные беспечны, как львы.

2 При греховности страны много властелинов в ней, а при муже разумном (и) знающем она будет долговечна.

3 Человек бедный и притесняющий неимущих – (то же, что) проливной дождь, смывающий хлеба.

4 Оставляющие Тору хвалят нечестивого, а соблюдающие Тору негодуют на них.

5 Злые люди не разумеют правосудия, а ищущие Йеhову разумеют все.

6 Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели идущий кривыми путями, хотя он и богат.

7 Хранит Тору сын разумный, а (кто) дружит с расточителями, срамит отца своего.

8 Умножающий богатство свое лихвою и ростом собирает его для милующего бедных.

9 Кто отклоняет ухо свое от слушания Торы – даже молитва его мерзость.

10 Совращающий прямодушных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро.

11 Мудр в глазах своих человек богатый, но умный бедняк распознает его.

12 Когда торжествуют праведники, велика слава, но когда возвышаются нечестивые, прячется человек.

13 Скрывающий свои преступления не будет иметь удачи, а кто сознается и оставляет (их), тот будет помилован.

14 Блажен человек, который всегда страшится; а ожесточающий сердце свое попадет в беду.

15 Лев рыкающий и медведь жадный – властитель нечестивый над народом бедным.

16 Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни.

17 Человек, преследуемый за убийство, будет бегать до могилы, (и) никто не поддержит его.

18 Ходящий непорочно спасен будет, а ходящий кривыми путями упадет на одном (из них).

19 Возделывающий землю свою будет сыт хлебом, а кто гонится за пустяками, тот насытится бедностью.

20 Человек верный – богат благословениями; а кто торопится разбогатеть, тот не останется ненаказанным.

21 Лицеприятствовать нехорошо, ибо из-за куска хлеба согрешит человек.

22 Падок на богатство человек скаредный, и не ведает он, что нужда постигнет его.

23 Обличающий человека впоследствии больше понравится (ему), чем льстящий языком.

24 Кто обирает отца своего и мать свою и говорит: “(Это) не грех”, тот товарищ грабителю.

25 Надменная душа разжигает ссору, а потучнеет уповающий на Йеhову.

26 Кто полагается на сердце свое, тот глуп, а кто ходит в мудрости, тот в безопасности.

27 У дающего бедному не будет недостатка, а кто прячет глаза свои, на том много проклятий.

28 При возвышении нечестивых скрывается человек, а при гибели их возвышаются праведники.

Мишлей – 29 глава

1 Человек, (заслуживающий) обличений, ожесточает выю (упорствует) – вдруг будет сокрушен, без исцеления.

2 При возвышении праведных веселится народ; а при господстве нечестивого народ стенает.

3 Человек, любящий мудрость, радует отца своего, а кто дружит с блудницами, тот расточает богатство.

4 Царь правосудием утверждает страну, а муж (любящий) дань разоряет ее.

5 Человек, льстящий ближнему своему, расстилает сеть ногам его.

6 В грехе человека злого – западня (для него), а праведник воспоет и возвеселится.

7 Праведник умеет (творить) суд убогим, нечестивый не постигает знания.

8 Люди кощунствующие возмущают город, а мудрые отвращают гнев.

9 Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, но нет покоя.

10 Люди кровожадные ненавидят непорочного, а (ищущие) правды – ищут его.

11 Весь свой гнев изливает глупый, а мудрый подавляет его в себе.

12 Правитель внемлет словам лжи – все слуги его нечестивы.

13 Бедный и притеснитель встречаются; свет глазам обоих дает Йеhова.

14 Царь судит бедных по правде – трон его пребудет вовек.

15 Розга и наставление дают мудрость, а отрок беспризорный срамит мать свою.

16 При возвышении нечестивых множится грех, но праведники увидят падение их.

17 Наказывай сына твоего, и он утешит тебя и даст усладу душе твоей.

18 Где нет Откровения, развратится народ, а кто хранит Тору, блажен.

19 Словами не исправить раба, потому что, если (даже) он поймет, отклика не будет.

20 Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? У глупого больше надежды, чем у него.

21 Кто балует раба своего с детства – станет он позже хозяином.

22 Человек гневливый сеет раздор, и у вспыльчивого много грехов.

23 Высокомерие человека унижает его, а смиренный духом стяжает честь.

224 Разделяющий (добычу) с вором, ненавидит свою душу; он слышит клятву, но не объявляет (о том).

25 Страх (человека) ставит сеть, а надеющийся на Йеhову будет под защитой.

26 Многие ищут (благосклонного) лица правителя, но от Йеhовы судьба человека.

27 Для праведных человек кривды – мерзость, а для нечестивого – мерзость – идущий прямым путем.

Мишлей – 30 глава

1 Слова Агура, сына Йакэйла. Вдохновленные изречения (молодого) мужа к Итиэйлу, Итиэйлу и Ухалу.

2 Ведь я невежда между людьми, и нет у меня разума человеческого.

3 И не научился я мудрости; и познания Святого (не) имею.

4 Кто взошел на небо и снизошел, кто собрал ветер пригоршнями своими, кто завязал воды в одежду; кто поставил все пределы земли? как имя его и как имя сына его, знаешь ли?

5 Всякое слово Элоhим чисто; Он – щит уповающим на Него.

6 Не прибавляй к словам Его, а то Он накажет тебя; и ты окажешься лжецом.

7 (О) двух (вещах) я прошу тебя; не откажи мне прежде, нежели умру,

8 Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне; питай меня хлебом насущным.

9 Дабы я не пресытился, не отрицал, и не сказал: “кто Йеhова?”, и дабы, обеднев, я не воровал и не осквернял имени Элоhим моего.

10 Не клевещи на раба пред господином его, дабы он не проклял тебя, и ты провинишься.

11 (О) род, проклинающий отца своего и не благословляющий матери своей!

12 Род, чистый в глазах своих, но не омытый от нечистот своих!

13 Род! Как высокомерны глаза его и (как) подняты веки его!

14 Род, чьи зубы – мечи, и чьи челюсти – ножи, чтобы пожирать (всех) бедных земли, (всех) нищих среди людей.

15 У ненасытимости две дочери: “давай” (и) “давай!” Трое ненасытимых, (и) четверо не скажут: “хватит”!

16 Преисподняя, бесплодная утроба, (и) земля не насыщается водою; а огонь не говорит: “хватит”!

17 Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, – выклюют его вороны дольные и сожрут его птенцы орлов!

18 Три (вещи) сокрыты для меня, а четырех не знаю.

19 Путь орла на небе, путь змея на скале, путь корабля среди моря и путь (молодого) мужчины у отроковицы.

20 Таков путь жены прелюбодейной: поела, обтерла рот свой, и говорит: “не сделала я худого”.

21 Под тремя трясется земля, четырех она не может носить:

22 Раба, когда он делается царем, и негодяя, когда он досыта ест хлеб.

23 Ненавистную (женщину), вышедшую замуж, и рабыню, (когда она) наследует место госпожи своей.

24 Четверо, малейшие на земле, но они умудренные мудрецы:

25 Муравьи – народ немощный, а заготовляют летом хлеб свой.

26 Даманы – народ слабый, но ставят на утесе дом свой.

27 Нет царя у саранчи, но выступает вся она стройно.

28 Гекконы цепляясь лапками (за стены), проникают в царские чертоги.

29 Трое шагают важно, а четверо шествуют плавно.

30 Лев сильнее (всех) зверей, и не отступает ни перед кем.

31 Павлин, горный баран (вожак стада), и царь перед народом своим.

32 Если ты сглупил в заносчивости или слукавил – рука – ко рту.

33 Ибо давление сметаны производит масло, и давление носа производит кровь, давление же гнева производит ссору.

Мишлей – 31 глава

1 Слова царя Лемуэйла. Речи, которыми увещевала его мать его.

2 Что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих?!

3 Не отдавай женщинам силы твоей и путей твоих губительницам царей.

4 Не царям, Лемуэйл, не царям пить вино, и не князьям – шэйхара,

5 А то, напившись, забудет закон и извратит суд всех угнетенных.

6 Шэйхар дайте погибающему; и вино огорченным душою.

7 Пусть он выпьет и забудет бедность свою, и не вспомнит больше о своем страдании.

8 Открывай уста твои за немого, за права всех смертных!

9 Открывай уста свои, суди по правде и защищай права бедного и нищего.

10 Кто найдет жену добродетельную? выше жемчугов цена ее.

11 Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка.

12 Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.

13 Добывает она шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.

14 Она подобна купеческим кораблям и приносит хлеб свой издалека.

15 Встает она еще ночью, раздает пищу в доме своем и урок служанкам своим.

16 Она думает о поле и приобретает его; от плодов рук своих сажает виноградник.

17 Туго перепоясывает чресла свои и укрепляет мышцы свои.

18 Вкушает благоприобретения свои – не гаснет ночью светильник ее.

19 Протягивает руки свои к прялке и длани ее держат веретено.

20 Длань свою простирает бедному и простирает руки свои нищему.

21 Не опасается она за семью свою при снеге, ибо вся семья ее одета в одежды из червленой шерсти.

22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее.

23 Муж ее известен в городских воротах; он заседает со старейшинами страны.

24 Она делает покровы и пояса и продает их купцам.

25 Крепость и великолепие – одежда ее, и смеется она над грядущим днем.

26 Уста свои открывает она с мудростью, и кротко наставление на языке ее.

27 Она наблюдает за ходом дел в доме своем, и хлеба праздного не ест.

28 Встают дети ее, – и восхваляют ее; муж ее также превозносит ее:

29 “Многие жены успешны, но ты превзошла всех их!”

30 Обманчива миловидность, и суетна красота; жена же, боящаяся Йеhову, (будет) прославлена.

31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее в воротах (города) деяния ее.

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru