» Разделы » Кетувим - недельные главы » Лучше кусок сухого хлеба

Лучше кусок сухого хлеба

Мишлей – 17 глава

1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, (но при нем) раздор.

2 Разумный раб господствует над позорным сыном, и между братьями разделит наследство.

3 Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Йеhова.

4 Злодей внимает устам кривды, лжец прислушивается (к речам) языка насильника.

5 Кто смеется над бедным, тот хулит Творца его, злорадный не избегнет кары.

6 Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – отцы их.

7 Неприличны глупцу речи прекрасные, тем более благородному – язык лживый.

8 Мзда в глазах владеющего ею – драгоценный камень: куда ни обратится она – преуспеет.

9 Прикрывающий проступок ищет любви, но кто снова заговорит о деле (о грехе), тот отдаляет друга.

10 На разумного, обличения действуют лучше, чем (на) глупого – сто ударов.

11 Возмутитель ищет только зла, но жестокий ангел будет послан на него.

12 (Лучше) встретить человеку медведицу, лишенную ее детей, но не безрассудного с его глупостью.

13 Кто воздает злом за добро, от дома того не отойдет зло.

14 Начало ссоры – прорыв воды: оставь ссору прежде, чем разольется она.

15 Оправдывающий нечестивого, и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Йеhовой.

16 Для чего деньги в руке глупца? Чтобы купить мудрости, у него не хватит разума.

17 Во всякое время любит друг, и как брат придет на помощь во время беды.

18 Человек безрассудный ударяет по рукам, дает ручательство за ближнего своего.

19 Тот кто сеет раздор, творит беззаконие; кто высоко думает о себе, тот ищет падения.

20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21 Родил кто глупого – на горе себе, и не радуется отец негодного.

22 Сердце веселое – благотворное лекарство, а дух унылый сушит кость.

23 Мзду из-за пазухи берет нечестивый, чтобы извратить пути правосудия.

24 Пред лицом разумного – мудрость, а глаза глупца – на конце земли.

25 Глупый сын – досада отцу своему и огорчение родительнице своей.

26 Наказывать князя за правду нехорошо, так же, и как бичевать невиновного.

27 Удерживает слова свои обладающий знанием, и хладнокровен муж разума.

28 И глупец молчащий считается мудрым, и закрывающий уста свои – благоразумным.

Мишлей – 18 глава

1 Прихоти ищет своенравный, восстает против (здравого) смысла.

2 Глупый любит не благоразумие, но только открыть свое сердце.

3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – стыд.

4 Воды глубокие – слова уст человека; поток струящийся – источник мудрости.

5 Лицеприятствовать нечестивому нехорошо, творить кривду праведному на суде.

6 Уста глупого входят в ссору, и рот его вызывает побои.

7 Язык глупого – сокрушение ему, и уста его – сеть для души его.

8 Слова наушника пронзительны, и они нисходят в глубину чрева.

9 И нерадивый в своем деле – брат губителю.

10 Крепкая башня – имя Йеhовы: в нее бежит праведник, и защищен.

11 Состояние богатого – крепкий город его, и как высокая ограда (оно) в его воображении.

12 Пред гибелью возносится сердце человека, но пред славою – смирение.

13 (Если кто) отвечает прежде, чем выслушает, – глупость это его и стыд.

14 Дух человека выдерживает его болезнь, но дух уныния кто может перенести?

15 Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.

16 Подарок человека дает ему простор и до вельмож доведет его.

17 Прав первый в тяжбе своей, но приходит ближний (противник) его и расследует (слова) его.

18 Жребий прекращает распри и разнимает сильных.

19 Озлобившийся брат (неприступнее) крепкого города, и ссоры подобны затворам дворца.

20 От плода уст человека насытится чрево его, произведением губ своих он насытится.

21 Смерть и жизнь во власти языка, и любящие (берегущие) его вкусят (от) плодов его.

22 Кто нашел (себе добрую) жену, тот нашел благо и снискал благодать от Йеhовы.

23 С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает с дерзостью.

24 Есть приятели для забавы, а есть друг более привязанный, чем брат.

Мишлей – 19 глава

1 Лучше неимущий, ходящий в своей непорочности, нежели (богатый) коварный устами, и (притом) глупый.

2 И душа без разумения не хороша, и торопливый ногами отступится.

3 Глупость человека извращает путь его, а на Йеhову негодует сердце его.

4 Богатство прибавляет много друзей, а с бедным друг его расстается.

5 Лжесвидетель не останется ненаказанным, и изрыгающий кривду не спасется.

6 Многие ищут дружбы со знатными, и всякий – друг человеку, (делающему) подарки.

7 Все братья бедного презирают его, тем паче друг его удаляется от него, (он) гонится за неисполненными обещаниями.

8 Кто приобретает ум, тот любит душу свою, кто хранит благоразумие, тот найдет благо.

9 Лжесвидетель не останется ненаказанным, и изрыгающий кривду погибнет.

10 Не приличествует глупому роскошь, тем паче рабу – господствовать над вельможами.

11 Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам.

12 Как рык льва гнев царя, и благоволение его – как роса на траве.

13 Несчастье для отца – сын глупый, и беспрерывная капель – сварливость жены.

14 Дом и богатство – наследие отцов, но от Йеhовы разумная жена.

15 Леность погружает в сон, а душа нерадивая голодает.

16 Хранящий заповедь хранит душу свою, отвергающий пути Его (Йеhовы) умрет.

17 Заимодавец Йеhовы – милующий бедного, и за его благодеяние Он уплатит ему.

18 Наказывай сына своего, ибо есть надежда (в этом), и плачем его не смущайся душой.

19 Гневливый (пусть) несет наказание, потому что, если пощадить (его), то придется тебе усугубить (кару).

20 Слушайся совета и принимай наставление, дабы ты стал мудр в будущем.

21 Много замыслов в сердце человека, но сбудется совет (решение) Йеhовы.

22 Страсть человека (к богатству) – позор его, и лучше бедный, нежели муж лживый.

23 Страх пред Йеhовой (ведет праведника) к жизни; и пребудет он (всегда) довольным, не посетит его зло.

24 Ленивый опускает руку свою в чашу, и даже ко рту своему не возвращает ее.

25 Наказывай кощунствующего, и простак сделается благоразумным, увещевай разумного – он поймет наставление.

26 Разоряет отца, прогоняет мать сын позорный и бесчестный.

27 Перестань сын мой, слушать наставления (призывающие) отклониться от слов разума.

28 Коварный свидетель смеется над судом и уста нечестивых утверждают неправду.

29 Готовы кощунствующим наказания, и побои – на спину глупых.

Мишлей – 20 глава

1 Вино – насмешливо, шэйхар – буен, и всякий, увлекающийся ими, неразумен.

2 Словно львиный рык, гнев царя: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.

3 Честь для человека – воздержаться от ссоры, а всякий глупец (ведет себя) вызывающе.

4 С зимы ленивый не пашет: будет он искать во время жатвы – и нет.

5 Глубокие воды – помыслы в сердце человека, а муж разумный вычерпает их.

6 Много людей, возглашающих себя верными и надежными, но трудно найти человека на кого (можно было бы) положиться?

7 Ходит праведник в непорочности своей; блаженны дети его после него!

8 Царь, сидящий на престоле суда, рассеивает очами своими всякое зло.

9 Кто может сказать: “Я очистил сердце свое, я чист от греха своего?”

10 Двоякие гири, двоякие меры – мерзость пред Йеhовой то и другое.

11 По поступкам своим узнается и юноша: чисто ли и правильно ли деяние его.

12 Ухо слышащее и глаз видящий – то и другое создал Йеhова.

13 Не люби сна, дабы ты не обеднел: открой глаза свои – насытишься хлебом.

14 “Это не очень хорошее”, – говорит покупатель, а когда уйдет, тогда похвалится.

15 Есть золотые вещи и множество (украшений из) жемчуга, но драгоценная вещь – уста разумные.

16 Возьми его одежду, так как он поручился за чужого, и за чужого возьми от него залог.

17 Сладок для человека хлеб лжи, но после рот его наполнится дресвою.

18 Замыслы утверждаются по совету, и обдуманно веди войну.

19 Открывает тайну переносчик, и кто широко раскрывает рот свой, с тем не общайся.

20 Кто злословит отца своего и мать свою, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.

21 Наследство (захваченное) преждевременно, не благословится впоследствии.

22 Не говори: “Я отплачу за зло”; надейся на Йеhову, и Он поможет тебе.

23 Мерзость пред Йеhовой – двоякие гири, и неверные весы – не добро.

24 От Йеhовы шаги человека, человеку же как узнать путь свой?

25 Сеть для человека – необдуманно давать обеты, и после обетов – обдумывать.

26 Вывеивает нечестивых, царь мудрый, и обратит на них колесо.

27 Дух человека – светильник Йеhовы, исследующий все тайники сердца.

28 Милость и правда охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.

29 Слава юношей – сила их, а краса стариков – седина.

30 Раны от побоев – притиранье от зла, проникающее в сознание человека.

Мишлей – 21 глава

1 Потоки вод – сердце царя в руке Йеhовы: куда захочет, Он направляет его.

2 Всякий путь человека прям в глазах его, но Йеhова взвешивает сердца.

3 Творить справедливость и правосудие более угодно Йеhове, нежели жертва.

4 Гордость очей и надменное сердце, выдающие нечестивых – грех.

5 Помыслы прилежного (ведут) лишь к прибыли, а всякий опрометчивый (спешит) к нужде.

6 Стяжание сокровищ лживым языком – пар, гонимый ветром; (стяжатели) ищут смерти.

7 Насилие нечестивых изводит их (самих), потому что они отвергли правосудие.

8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действия – прямы.

9 Лучше жить на углу кровли, нежели со сварливою женою в общем доме.

10 Душа нечестивого алчет зла: не найдет милости в глазах его ближний его.

11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

12 Наблюдает праведник за домом нечестивого видя, как (когда-нибудь) низвергается дом нечестивых в бедствие.

13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет звать, но никто ему не ответит.

14 Дар, (преподнесенный) втайне, тушит гнев, и подарок за пазуху – сильную ярость.

15 Правый суд – радость для праведного, страх для делающих зло.

16 Человек, сбившийся с пути разума, найдет себе приют в сонме покойников.

17 Любящий веселье – человек нужды, любящий вино и тук не разбогатеет.

18 Искупление праведного – нечестивый, и вместо благочестивых (пострадает) отступник.

19 Лучше жить в земле пустынной, чем с женою сварливою и сердитою.

20 Вожделенный клад и тук – в доме мудрого, а глупый человек есть расточитель добра.

21 Следующий за справедливостью и милосердием найдет жизнь, благополучие и почет.

22 На город сильных пойдет мудрый и ниспровергнет его надежную крепость.

23 Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

24 Надменный злодей – кощунствующий имя ему – действует с буйною гордостью.

25 Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать;

26 Весь день он алчет (и) алчет, а праведник трудится и не страдает.

27 Жертва нечестивых – мерзость, особенно, когда с лукавством (нечестивый) приносит ее.

28 Лжесвидетель погибнет, но человек, (сам) слышавший, будет говорить всегда.

29 Человек нечестивый дерзок лицом своим, но благочестивый держит путь свой прямо.

30 Нет мудрости, и нет разума, и нет совета помимо Йеhовы.

31 Конь подготовлен на день войны, но победа – от Йеhовы.

Мишлей – 22 глава

1 Доброе имя предпочтительнее большого богатства, добрый нрав лучше серебра и золота.

2 Богатый и бедный встречаются: Создатель обоих – Йеhова.

3 Разумный видит зло и укрывается, а глупые преступают и наказываются.

4 За смирение, страх пред Йеhовой – богатство, почет и жизнь.

5 Терны, сети на пути коварного; кто бережет душу свою, тот удалится от них.

6 Наставь юношу на путь его, и он не уклонится от него, когда и состарится.

7 Богатый господствует над бедными, и должник – раб заимодавца.

8 Сеющий беззаконие пожнет беду, и бич надменности его исчезнет.

9 Щедрый будет благословляем за то, что дает от хлеба своего бедному.

10 Прогони насмешника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и оскорбление.

11 Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому друг – царь.

12 Очи Йеhовы охраняют (людей) знания, но неверных Он ниспровергает.

13 Ленивый говорит: “Лев на улице, посреди площади убьют меня!”

14 Ров глубокий – уста злословия; на кого прогневается Йеhова, тот упадет туда.

15 Глупость привязалась к сердцу юноши: – розга наставления удалит ее от него.

16 Кто угнетает бедного, чтобы умножить свое (имение) и дать богатому (дар), тот обеднеет.

17 Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию (учению),

18 Ибо приятно (будет тебе), если сохранишь их в себе, и все они утвердятся на устах твоих.

19 Чтобы в Йеhове была опора твоя, (этому) я научил и тебя сегодня.

20 Я написал для тебя тридцать изречений с советами и знанием,

21 Дабы поведать тебе истину, слова правды, дабы ты передавал изречения правды пославшим тебя?

22 Не обирай бедного, потому что он беден, и не притесняй нищего у ворот,

23 Ибо Йеhова вступится в дело их и отберет душу у обобравших их.

24 Не дружись с гневливым, и не общайся с человеком вспыльчивым,

25 Чтобы ты не научился путям его и не расставлял сети душе твоей.

26 Не будь среди тех, что ударяют по рукам и поручаются за ссуды.

27 Если тебе нечем заплатить, зачем возьмет он (кредитор) постель твою из-под тебя?

28 Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.

29 Видел ли ты человека, проворного в деле своем? Пред царями он будет стоять, не будет стоять пред темными (незнатными).

Мишлей – 23 глава

1 Если сядешь вкушать пищу с властелином, то хорошо присмотрись, что пред тобою,

2 И приставь нож к глотке своей, если (даже) душа голодна.

3 Не возжелай яств его, ибо то – хлеб обманчивый.

4 Не домогайся разбогатеть, оставь твою мысль:

5 Устремишь глаза твои на него (богатство), – и нет его, ибо оно сделает себе крылья, как орел, и полетит к небу.

6 Не вкушай хлеба (человека) жадного и не возжелай яств его,

7 Ибо как он думает в душе своей, таков он и есть: “Ешь и пей!” – скажет он тебе, а сердце его не с тобою.

8 Кусок твой, который ты съел, изблюешь, и напрасно ты потратишь свои любезные слова.

9 В уши глупого не говори, потому что он презрит разумность твоих слов.

10 Не передвигай межи давней и в поля сирот не вторгайся.

11 Ибо Избавитель их силен, Он вступится (за них) в деле их с тобою.

12 Устреми сердце твое к наставлению и уши твои – к словам знания.

13 Не воздерживайся от наказания юноши, ибо если будешь бить его розгою, он не умрет.

14 Ты розгою побьешь его, а душу его спасешь от преисподней.

15 Сын мой! Если сердце твое мудрое, будет радоваться и мое сердце;

16 И возликует чрево мое, когда уста твои будут говорить правое.

17 Да не завидует сердце твое грешникам; но да пребудет оно во все дни в страхе пред Йеhовой,

18 Ибо (в этом) есть будущее, и надежда твоя не пропадет.

19 Слушай ты, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на (верный) путь.

20 Не будь между упивающимися вином, среди обжирающихся мясом,

21 Ибо пьяница и обжора обеднеют, и сонливость оденет в лохмотья.

22 Слушайся отца твоего: он родил тебя, – и не пренебрегай (наставлением) матери твоей, когда она состарится.

23 Истину купи, и не продавай мудрости и учения и разума.

24 Возликует отец праведника, и родитель мудрого возвеселится им.

25 Да возрадуются отец твой и мать твоя, и да возликует родительница твоя.

26 Дай мне, сын мой, сердце (внимание) твое, и глаза твои да соблюдают пути мои.

27 Ибо глубокий ров – блудница, и тесный колодезь – чужая (жена);

28 Она, как разбойник, подстерегает, и умножает отступников между людьми.

29 У кого болезненный вид? У кого стоны? У кого ссоры, у кого плач, у кого напрасные раны, у кого багровость глаз?

30 У сидящих поздно за вином, приходящих отыскивать (вина) приправленного.

31 Не смотри на вино, хоть оно красно, хоть придает цвет свой чаше, хоть проходит прямо (легко):

32 Впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;

33 Глаза твои будут искать развратное, и сердце твое будет говорить превратное.

34 И будешь как лежащий посреди моря и как лежащий на верху мачты:

35 “Били меня – мне не было больно, наносили мне удары – я не чувствовал. Когда проснусь – опять буду искать того же”.

Мишлей – 24 глава

1 Не завидуй злым людям и не желай быть с ними.

2 Ибо о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.

3 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,

4 А при умении покои наполнятся всяким достоянием, драгоценным и приятным.

5 Муж мудрый – в силе, и человек разумный укрепляет мощь (свою),

6 Ибо обдуманно будешь вести войну свою, и помощь – в силе советника.

7 Высоки для глупого знания, не открывает он рта своего в воротах.

8 Кто замышляет творить зло, того называют злоумышленником.

9 Помысел глупости – грех, и кощунствующий – мерзость для человека (людей).

10 Если ты оказался слабым в день бедствия, сила твоя скудна.

11 Спасай взятых на смерть, и неужели воздержишься (избавить) обреченных на убиение?

12 Если скажешь: “Вот, мы не знали этого”, то ведь Испытующий сердца знает, и Хранитель души твоей знает, и Он воздаст человеку по делам его.

13 Ешь, сын мой, мед, ибо он хорош, и соты – сладость для гортани твоей.

14 Таково познание мудрости для души твоей: если ты нашел (ее), то есть будущность, и надежда твоя не пропадет.

15 Не подбирайся, нечестивый, к жилищу праведника, не разоряй места отдыха его,

16 Ибо семь раз упадет праведный, но встанет; а нечестивые впадут в беду.

17 При падении врага твоего не радуйся, и, если споткнется он, да не возликует сердце твое,

18 А то увидит Йеhова, и не угодно будет в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.

19 Не негодуй на злодеев и не раздражайся до ревности на нечестивых,

20 Ибо нет будущности злому, – светильник нечестивых угаснет.

21 Бойся Йеhову, сын мой, – и царя, с изменниками не общайся,

22 Ибо внезапно придет погибель от них; и беду от них обоих кто предузнает?

23 И эти (притчи принадлежат) мудрым: Лицеприятствовать на суде нехорошо.

24 Кто говорит нечестивому: “Ты прав”, того будут проклинать народы, того будут клясть племена.

25 А обличающие – к ним благоволение, и придет на них доброе благословение.

26 В уста целует, кто отвечает словами верными.

27 Соверши дела твои вне дома и приготовь их на поле, затем и устрой дом твой.

28 Не будь лжесвидетелем на ближнего своего и не обманывай устами своими.

29 Не скажи: “Как он поступил со мною, так поступлю и я с ним, воздам человеку по делам его”.

30 Проходил я мимо поля мужа ленивого и мимо виноградника человека безрассудного:

31 И вот, зарос он весь крапивою, покрылась поверхность его бурьяном, и каменная ограда его обрушилась.

32 И посмотрел я, обратил сердце мое, поглядел – получил урок:

33 Немного поспать, немного подремать, немного сложа руки, полежать, –

34 И пройдет, в скитаниях и нищете жизнь твоя, и нужда твоя (будет), как (после ограбления) мужа с оружием.

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru