Десятина в Ветхом Завете
Что библия говорит о десятине в Ветхом Завете? Десятину в Ветхом Завете следует разделить на два периода:
- десятина до Левитского священства
- десятина в период служения Левитского Священства.
В значениях этих двух десятин есть существенная разница. Разница в полномочиях десятин.
Где в Библии говорится о десятине, что люди должны отдавать ее Богу? До Левитского служения, мы нигде не встречаем такого повеления. Данное повеление появляется именно в период возникновения Левитского священства – при переходе из Египта в Прекраснейшую землю. Поэтому, саму десятину, как таковую, следует рассматривать в Библии, как составляющую часть Левитского священства. Об этом будет еще сказано подробней в соответствующей части статьи.
Десятина до Левитского священства
Хотя нигде нет указания о десятине до появления Левитского священства, тем не менее, само слово десятина упоминается:
18 И Малки-Цедэк, царь Шалэйма, вынес хлеб и вино. А он был священник Всевышнего.
19 И благословил его, и сказал: «Благословен Аврам от Всевышнего, Адоная неба и земли;
20 И благословен Всевышний, который предал врагов твоих в руку твою». — И дал ему десятую часть из всего.
(Берейшит 14:18-20)
21 И дал обет Йааков, сказав: «Если Элоhим будет со мною и сохранит меня на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и одежду, чтобы одеться,
22 И я возвращусь в мире в дом отца моего, и будет Йеhова мне Элоhим,
23 (То) камень этот, который я поставил памятником, будет домом Элоhим; и из всего, что дашь мне, я дам Тебе десятую часть«.
(Берейшит 28:21-23)
Авраам. В первом тексте говорится о некоем священнике Малки-Цедэке. О том, кто такой Малки-Цедэк, можно прочитать в статье Мелхиседек в Библии.
Если Малки-Цедэке являлся священником, то, исходя из учения о вечно существующей десятине, все люди того времени, или хотя бы той местности, должны были отдавать десятину Малки-Цедэку. Но, даже если ему и приносили десятину, то когда пришли дни его смерти, десятину принимать стало некому. Кому же дальше платить десятину, если священник Малки-Цедэк умер?
Однако если в то время не было учения о десятине, почему же Авраам, отдал десятую часть Малки-Цедэку, тем самым почтив Адоная, как Бога, даровавшего ему победу? В данном случае, мы видим это как случай, а не как учение. Авраам отдал десятину и при этом не взял у царя Седомского награды, чтобы этими двумя вещами указать на Бога, даровавшему ему победу в конкретном случае.
23 Что от нитки до ремешка от обуви – не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: ‘я обогатил Аврама’.
(Берейш14:23)
Какой был случай? Авраам завоевал у врагов их добро. Он не вырастил это, а получил как трофей. Левитское же учение о десятине, исключает приношение десятины из трофеев. Об этом еще будет сказано ниже.
Йааков. Кто повелел Йаакову отдать десятую часть из того, что он приобрел за 20 с лишним лет? Никто. Он сам себя обязал этим. Это называется обет, клятва. Если он этого не выполнит, он проклянет себя. Бог же его не обязывал к этому и не налагал на него этого обязательства.
Однако, как и в случае с Авраамом, он говорит о некой десятой части. Однако, ни Авраама, ни Йаакова, Всевышний не обязывал давать десятину. Поэтому, в первом случае, десятая часть была принесена как почтение за случай, во втором – почтение за: …если благословишь. А если не благословишь, то Йааков совсем освобождается от десятины, которой он намеревался обязать себя.
И если Авраам отдал свою десятину из награбленного священнику, кому же намеревался отдать ее Йааков? А у него ведь были очень большие стада.
Само же понимание десятины, это сложившийся обычай. Когда сыны Исрайла были еще в Египте, у них не было своего священства, а у многих в то время это уже было. И они знали об этом. Потому когда они получали устав о Святилище и священнодействиях в нем, для них это было не что-то незнакомое, а вполне понятное. Это же касается и десятин. Наложение десятины они понимали как наложение налога. Любой налог преследует цель содержать существование какой-то организации. Это можно заметить и из слов пророка Шемуэйла:
10 И пересказал Шемуэйл все слова Йеhовы народу, просившему у него царя,
11 И сказал: вот каковы будут обычаи царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших возьмет он и приставит их к колесницам своим и к всадникам своим, и будут они бегать пред колесницами его;
12 И поставит (одних) у себя тысяченачальниками и пятидесятиначальниками, а (другие) будут пахать пашни его, и жать жатву его, и делать ему воинское оружие и принадлежности для колесниц его.
13 А дочерей ваших возьмет в составительницы (благовоний), в стряпухи и булочницы.
14 А лучшие поля ваши и виноградники ваши, и масличные сады ваши возьмет он и отдаст слугам своим.
15 И от посевов ваших и виноградников ваших возьмет он десятую часть и отдаст царедворцам своим и слугам своим.
16 И рабов ваших, и рабынь ваших, и лучших ваших юношей, и ослов ваших возьмет он и использует для своих работ.
17 Возьмет он десятую часть мелкого скота вашего; и сами вы будете ему рабами.
(1-Шем 8:10-17)
Из этого текста мы видим, что десятина имела значение не только в религиозной среде, как содержание руководящего аппарата, но и в мирской среде: все цари налагали на свой народ десятину, чтобы царь и его приближенные могли существовать на достойном уровне.
Итак, можно сделать заключение, что некая десятая часть, до Левитского священства – это дело личное. В Левитском же служении – это не личное, а настоящий религиозный налог, на который содержалось Священство Аарона.
Десятина при служении Левитского священства
Десятина (маасер) в Торе: десятая часть урожая и скота, подлежащая отчислению в качестве особой религиозной повинности (Ваикра 27:30-32; Бемидбар 18:21-24; Деварим 14:22-29; 26:12-15).
Согласно Библии, обложению десятиной подлежали зерно, плоды, вино, масло, а также крупный и мелкий скот. — налог, необходимый для содержания Храма и его служителей.
30 «И всякая десятая часть с земли — из семян земли, из плодов дерева, принадлежит Йеhове — это святыня Йеhовы.
31 Если же кто (захочет) выкупить что-либо из десятины своей, то пусть прибавит к тому пятую долю того.
32 И всякую десятину из крупного и мелкого скота, все, что проходит под посохом десятым, следует посвящать Йеhове,
33 Не должно разбирать, хорошее то или плохое, и не должно заменять его; если же он заменит его, то оно и замен его будут святынею и не может быть выкуплено.»
34 Вот заповеди, которые заповедал Йеhова Моше для сынов Исраэйлевых на горе Синае.
(Ваикра 27:30-34)
20 И сказал Йеhова Аарону: «В земле их не получишь надела, и доли не будет тебе среди них. Я твоя доля и надел твой среди сынов Исраэйла.
21 А сынам Лэйви вот, дал Я всякую десятину от Исраэйла в удел, взамен службы их, которую они несут, служа при Шатре Собрания.
22 И пусть больше не приближаются сыны Исраэйла к шатру Собрания, чтобы не понести греха и не умереть.
23 Пусть же Лэйвиты сами отправляют служение при Шатре Собрания и сами несут вину свою. Это устав вечный для всех поколений ваших, и среди сынов Исраэйла они не получат надела.
24 Так как десятину сынов Исраэйла, которую они возносят в воздаяние Йеhове, назначил Я Лэйвитам в удел, потому и сказал Я им: ‘Среди сынов Исраэйла они не получат надела'».
(Бемидбар 18:20-24)
Итак, необходимость десятины появилась с отделением Лэйвия от других колен. Каждое колено должно было платить налог на содержание Храма, священников и лэйвитов, потому что Храм был Храмом Йеhовы, а священники и лэйвиты были служителями в нем.
Это совершенно не та десятина, которую отдал Авраам из трофеев своих, награбленных у царей. Эта десятина относилась к Храму при священстве Аарона. Она приносилась только в Прекраснейшей земле, и только по случаю существования Левитского Священства – Храм и его служителей. Хотя сказано, что это устав вечный для всех поколений ваших, не следует понимать это буквально:
- во-первых, в этом мире нет ничего вечного;
- во-вторых, священство Аарона было временным, как бы детоводителем, ведущим к священству Машиаха. С приходом священства Машиаха, мы уже не под властью детоводителя, по той причине, что оно было аннулировано из-за его несовершенства силы освящения. Если бы оно могло бы вернуть человеку бессмертие, то не было бы необходимости в приходе Машиаха со своим священством.
Итак, если же священство Аарона было временным, то слова это устав вечный для всех поколений ваших, следует понимать как: пока существует священство Аарона. На сегодня оно аннулировано Йеhовой.
Плата десятины в денежном эквиваленте
Закон о десятине распространяется только на урожай от земли и на приплод скота. Ни в каком другом эквиваленте десятина не платилась.
Где в Библии написано про десятину, что ее нужно платить деньгами? В Библии есть упоминание о серебре, которое нужно было принести вместо десятины. Рассмотрим это место, чтобы понять, почему нужно было делать так:
22 ‘Отделяй десятину от всех плодов посева твоего, который приходит с поля ежегодно,
23 И ешь пред Йеhовой, Элоhим твоим, на том месте, которое Он изберет для водворения там имени Своего; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы научился ты бояться Йеhову, Элоhим твоего, во все дни.
24 Если же слишком длинна будет для тебя дорога, так что не сможешь ты нести этого, потому что далеко будет от тебя то место, которое изберет Йеhова, Элоhим твой, для водворения там имени Своего, когда тебя благословит Йеhова, Элоhим твой,
25 То променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою, и уходи на место, которое изберет Йеhова, Элоhим твой;
26 И отдавай серебро это за все, чего пожелает душа твоя: за крупный и мелкий скот, и за вино, и за шейхар, и за все, чего захочется тебе; и ешь там пред Йеhовой, Элоhим твоим, и веселись ты и семейство твое’.
(Деварим 14:22-26)
на том месте, которое Он изберет для водворения там имени Своего – этот текст подтверждает, что десятина должна была приноситься непосредственно только на территории Прекраснейшей земли, там, где будет стоять Шатер Собрания.
Так же указывается, что когда человек приходил в то место, то должен был принести с собой десятую часть от плодов земли и от скота. Однако, если дорога была слишком длинной, и привести все это было тяжело или невозможно, то, следовало обменять десятину на серебро, другими словами – продать за серебро. Взять серебро в руки и принести к Шатру Собрания.
Придя к Шатру Собрания, он обязан был сделать вот что с этим серебром: купить то, что должно приноситься как десятина и принести ее в Храм. Другими словами, обмен десятины на серебро, было упрощением пути к Святилищу. По приходу же, человеку нужно было конвертировать серебро обратно в продукты произрастаний земли и приплод скота. Десятина серебром не приносилась. Десятина – это святыня и ее нельзя было конвертировать в какой-либо другой эквивалент. Подобное, является преступлением против святыни.
Десятина из десятин
Десятину из десятин приносили только Лэйви.
26 «Лэйвитам же говори и скажи им: ‘Когда вы будете брать от сынов Исраэйла десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите от нее воздаяние Йеhове, десятину с той десятины.
27 И засчитано будет вам это воздаяние ваше как хлеб с гумна и как вино из давильни’.
28 Так подносите и вы воздаяние Йеhове от всех десятин ваших, которые вы будете брать от сынов Исраэйла, и будете давать из них воздаяние Йеhове Аарону, священнику.
29 Из всех даваемых вам даров возносите от каждого воздаяние Йеhове, из всего лучшего священную его часть.
30 И скажи им: при возношении лучшею из нее (десятины), считается оно для Лэйвитов, как получаемое с гумна и как получаемое из давильни.
(Бемидбар 18:26-30)
Откуда они брали десятину, если у них не было своего удела?
27 ‘И Лэйвита, который во вратах твоих, его не оставляй, ибо нет у него участка и удела с тобою.
28 К концу трех лет выноси всякую десятину плодов твоих того года и клади во вратах твоих,
29 Дабы пришел Лэйвит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, что во вратах твоих, и ели и насыщались, дабы благословил тебя Йеhова, Элоhим твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать'».
(Девар14:27-29)
Из этого постановления мы видим, что Лэйвиты получали каждый третий год наравне с пришельцами, сиротами и вдовами десятину третьего года из плодов земли. Но в отличие от них, Лэйвиты обязаны были приносить десятину из десятин в Святилище, священникам. Нужно отметить, что священники и лэйвиты – это общие сыны Лэйви, но священники отличаются от своих братьев тем, что они сыны Аарона. Потому лэйвиты обязаны были приносить из своих десятин десятую часть сынам Аарона.
Первосвященник из сынов Аарона, был высшим органом, кому доставалась десятая часть от священников. Сам же первосвященник принимая эту десятину, принимал ее как если бы ее принимал Сам Йеhова. Но, так как Йеhова в этом не нуждается, то первосвященник олицетворял завершение приношения десятин Богу брав ее себе.
Приношение первых плодов
Приношение первых плодов не может быть десятиной и приносилось совершенно по другой причине. Повеление о приношении первых плодов к священнику, можно прочить в Деварим 26.
Десятина – это отделение от сбора урожая и приплода за год, потому она приносилась к концу года – в седьмом месяце. Десятина определялась двумя вещами – десятой частью от прибытка, полученного за год. Первые же плоды не могут отображать десятину, т.к. это только лишь начатки урожая. Поэтому, они являются другим видом почтения Всевышнего, о чем повествуется в Деварим 26. Однако и это обязательство было отменено священством Машиаха.
К концу третьего года, человек обязан был отдать собранную десятину за год. Имеется в виду не фактический конец года – двенадцатый месяц, а седьмой месяц, в который праздновался последний праздник освящения Суккот, а он праздновался после завершения сбора последних плодов.
Admin
десятина в библии
Похожие записи:
Европейский Новый Завет — источник христианского антисемитизма
Книга Екклесиаста 7 глава – толкование
Книга Екклесиаста 3 глава – толкование