Недельная глава Балак [Балак] с комментариями

Июнь 29, 2018
Комментариев к записи: 0

Необходимо не только читать комментарии, но в первую очередь прочитывать указанные в подразделах отрывки из недельной главы Балак по ссылкам, для понимания того, о чем говорится в комментариях.

Не следует стараться прочитать все за один раз. Лучше это, растянуть на день, а лучше, прочитывать в течение всей недели, анализируя, конспектируя и тд.

Вы можете оставить ваши вопросы в комментариях под статьей, так же свою точку зрения, дополнить и тд.

Основные фрагменты главы Балак:

Балак

Бемидбар (Числа) 22:2-4

Причина боязни Балака, Исраэйла – потому что тот был многочислен. Это говорит о том, что численность имеет значение. Народ Балака был малочисленнее, хотя по возрасту был старше. Исраэйл образовался, можно сказать, в Египте, при переселении 70 человек, а Моав жил еще с времен Авраама, как народ. На два поколения старше.

Теперь объест народ этот все – Балак понимал, что Исраэйл из-за своего количества поест все запасы земли его, так что им самим нечего будет есть. Будут конфликты.

Билйам

Бемидбар (Числа) 22:5-13

Билам был прозорливцем, пророком, который знал Йеhову, получая от Него откровения – кого благословить, а кого проклясть. Люди же понимали это превратно, думая, что Билйам по своему желанию выносит суды Бога. По этой причине Балак и послал почетных людей от двух соседствующих народов Мидианитйан и Моавитйан с подарками за проклятие, которое нужно было произнести на Исраэйл.

Конечно же, Билам не знал, нужно ли проклинать Исрайэла или нет. Поэтому он решил узнать у Всевышнего, нужно ли проклинать Исраэйл.

Причина, по которой нельзя было проклясть Исраэйла – … потому что он благословен …

Благословенного нельзя проклясть, т.е. невозможно, потому что он благословен, как и проклятого невозможно благословить, потому что он проклят.

После этого откровения Билам был просвещен в том, что Исраэйл благословен Йеhовой.

Второе приглашение

Бемидбар (Числа) 22:14-20

Почему Балак не успокаивается и посылает других послов, которые более уважаемы и более богаты? Судя по контексту, Билам был человеком, который любил хорошие подарки. Он получал их за свой дар – проклинать или благословлять от имени Йеhовы. Поэтому, Балак решил, что Билам счел дары первых послов недостаточными.

Хотя бы давал мне Балак полный свой дом серебра и золота, не смогу преступить повеления Йеhовы – Билам хорошо понимал, что невозможно проклясть благословенного. Всевышний не может одновременно изливать благословение и проклятие на одного и того же человека, или народ. Либо благословение – либо проклятие. Третьего не дано. Однако Билам не хотел упускать, такого, шанса – получить большие дары. Поэтому, он сказал, чтобы они остались, а он уточнит у Бога, может быть есть какая-то зацепка проклясть и получить в награду дары князей и царя.

«Если опять тебя зовут проклясть народ Мой, то иди с ними, но сделаешь то, что Я тебе скажу». Таков был ответ Бога на молитву Билама. Это скорее всего обрадовало Билйама.

Встреча с ангелом

Бемидбар (Числа) 22:21-35

И воспылал гнев Элоhим за то, что он пошел – почему Йеhова воспылал гневом, если Сам послал его, сказав идти с этими людьми? Нужно понимать этот текст, как ..воспылал гнев Элоhим, за то что он пошел с ними, надеясь проклясть народ и получить плату. Он просто подумал, что Всевышний может, переменит еще свое решение. Это показано в этом же отрывке:

Согрешил я, ибо не знал, что ты стоишь против меня на дороге; теперь же, если это неугодно в глазах твоих, то я возвращусь.

Так же есть подтверждение тому в поздних источниках:

15 Эти люди свернули с прямого пути и заблудились, идя по стопам Билйама Бен-Беора, который любил получать подарки неправедные,

16 Но был обличен за свой грех – немое вьючное животное проговорило человеческим голосом и остановило безумие пророка!

(2-е Письмо Шимона 2)

Конечно, он любил получать подарки и за правосудие, но за извращение суда, он любил получать подарки с тем же рвением, что и за правду. Он мог невиновного проклясть ради денег, а виновного – благословить перед людьми.

Ослица, которая была под ним, видела ангела и понимала, что ангел приготовился убить Билйама. Почему же этого не видел пророк? Потому, что сам Билйам стал слепым в предвкушении подарков. Тора учит:

7 Сторонись неправды; и невинного и правого не умерщвляй, ибо Я не оправдаю виновного.

8 И подарков не принимай, ибо подарки ослепляют зрячих и извращают слова правых.

(Шемот 23)

Шеломо очень хорошо описал положение Билйама и ему подобных в своей притче:

27 Губит дом свой корыстолюбивый, а ненавидящий подарки жив будет.

(Мишлей 15)

Позже Билйам погиб, когда город был взят сынами Исраэйла.

Тот, кто должен был видеть опасность, не видел ее из-за своих грез, а тот, чей разум не понимал опасности, был отверст Йеhовой для промысла Его. Промысел был в том, чтобы враги Его народа, осознали, что Исраэйл, благословен Небом, и всякий воюющий с ним, воюет с Небом!

Почему пророк не удивился тому, что ослица заговорила человеческим голосом? Наверное, он настолько был поглощен гневом на нее. Люди могли подумать, что это за пророк, у которого такая непослушная ослица. Так же можно дополнить, что в его жизни свершались чудеса, ниспосланные от Йеhовы, потому он воспринял речь ослицы, как нечто обыденное.

Почему бы не вернуть пророка обратно – зачем же ангел посылает его к Балаку? Для того чтобы враги увидели своими глазами и услышали своими ушами, как Йеhова благословляет сынов Исрайэла.

Принято считать, что там, где людям встречался ангел, он был как человекоподобное белое существо с крыльями. Повода так думать нет, потому что ангелы выглядели как обычные люди и их, невозможно было отличить от жителей. Это хорошо видно из истории Сдома и Аморы, встречи Йеhошуа Бен-Нуна с вождем воинств Небесных и тд. Поэтому пророк не обратил внимания на человека с мечом. Мало ли кто там стоит. Не придал значения.

Балак и Билйам

Бемидбар (Числа) 22:36-40

Неужели я не смогу почтить тебя? – неужели ты думаешь, что за твою работу у меня не хватит денег с тобой рассчитаться?

Балак грезил надеждами, что Билйам действительно наведет на Исраэйл беду. Он был доволен тем, что вторым послам удалось уговорить пророка прийти. Поэтому он послал угощения и пророку и старейшинам.

То, что вложит Элоhим в уста мои, то и буду говорить – по сути, он понимал, что благословенного проклясть невозможно. Но, он открыто это не мог объявить, ведь тогда ему точно не видать оплаты за работу свою.

Первое благословение

Бемидбар (Числа) 22:41 – 23:1-13

Высоты Бааловы – место, где поклонялись Баалу. Баал, переводится как господин, хозяин (английская версия – лорд) – тождественно слову Господь. Господь означает, как главный над господами, бог богов. У европейских гоим – это Зевс. Зевс – бог на всеми остальными богами. Это и означает Господь господ.

… семь жертвенников и приготовь мне здесь семь быков и семь овнов … – Число семь, берет основание от числа дней, в которые был сотворен мир. Впоследствии этим числом обозначали полноту в священнодействиях и тд. Именно поэтому Всевышний в освящении народа установил семь месяцев, в которые освящался народ. Билйам повелел приготовить семь жертвенников, семь быков и семь овнов, чтобы задобрить Бога полнотой жертвенников и жертвоприношений. Этого считалось достаточно, чтобы задобрить Бога и попросить Его сделать нечто для просящего.

После того, как были принесены жертвы, Билйам идет в уединенное место для контакта с Богом и получает ответ: «нужно сказать так».

Как прокляну я? Не проклинает его Элоhим. Как изреку зло? Не изрекает зла Йеhова! – Эту же аксиому говорит и Шеломо:

2 Как птица упорхнет, как воробей улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется.

(Мишлей 26)

Только на основании заповедей Торы, человек может произносить благословение или проклятие. Если человек соблюдает заповеди  Торы, его невозможно проклясть, а если человек нарушает заповеди Торы, на него ложится проклятие и его невозможно благословить.

33 Проклятие Йеhовы на доме нечестивого, а обитель праведников Он благословляет.

(Мишлей 3)

Если проклинает Всевышний, то к Его проклятиям добавляются проклятия и людей, проклинающих нечестивого. Если Он благословляет, то к Его благословениям добавляются и благословения людей. Все, что говорил Билйам в адрес Исраэйла, как благословение исполнилось на Исраэйле.

.. вот народ отдельно живет и между народами не числится – весь мир, все народы, охарактеризованы словом гоим, но Исраэйл не входит в это число, потому как он отделен от них законами Торы.

Исчислит ли кто песок Йаакова? Сочтешь ли четвертую часть Исраэйла? – песок Йаакова – это его потомство, о котором сказано было Аврааму:

17 То Я благословлять буду тебя, и умножая умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет потомство твое вратами врагов своих.

18 И благословятся в потомстве твоем все народы земли за то, что ты послушался голоса Моего.

(Берейш 22)

Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как его – сынам Исраэйла можно было только позавидовать и пророк завидует.

Ведь то, что влагает Йеhова в уста мои, должен я в точности говорить – как пророк Бога, он понимал ответственность своего дара и потому так говорил Балаку.

Прошу, пойди со мною на другое место – как утопающий хватается за соломинку, чтобы спастись, так и Балак пытается исправить положение своего народа с помощью силы Билйама – а вдруг в другом месте получится.

Второе Благословение

Бемидбар (Числа) 23:14-27

Элоhим же не муж, чтоб Ему лгать, и не сын человека, чтобы раскаиваться – людям свойственно нарушать свои обещания и менять свое решение, но Всевышний своего своих клятв не нарушает и, Своих решений не меняет. Об этом говорит и Шаул:

29 поскольку дары Элоhим и Его призвание не подлежат пересмотру.

(Письмо в Рим 11)

В другом месте он говорит:

16 Люди же клянутся тем, кто выше их самих, и подтверждение клятвой оканчивает всякий спор.

17 Поэтому Элоhим, желая еще убедительней показать неизменность Своих намерений тем, кто должен был получить обещанное, дополнил обещание клятвой (поклялся своим именем – Йеhова);

18 Чтобы мы, спасшиеся бегством и ухватившиеся за данную нам надежду, были твердо уверены в двух неизменных вещах, в которых Элоhим не мог солгать.

(Письмо в Йерушалэйм 6)

Поэтому, Билйам это хорошо понимал и говорил слова, вложенные ему в уста.

Причина, по которой невозможно проклясть Исраэйла – это Тора, которая делает народ святым. Святость их, производит закон благословения, которым Бог просто обязан их благословлять за соблюдение Его Торы. Он не может преступить Своей кляты. То, что Он обещал Аврааму, непременно исполнится:

… овладеет потомство твое вратами врагов своих …

(Берейшит 22:17)

… не ляжет, пока не съест добычи и кровью убитых не утолит жажды! – народ исполнит то, что предопределено ему Свыше. Потому, пророк сравнивает его со львом, который не останется без добычи своей.

Если проклятием не клянешь, тогда и благословение не произноси на него! – как уже выше говорилось, законное благословение людей присоединяется к благословению Йеhовы. Потому Балак запретил благословлять Билйаму Исраэйла, так как это укрепляло Исраэйла, и в то же время делало слабей Мидян и Моавитян.

Третье благословение

Бемидбар (Числа) 23:28-30 – 24:1-13

Билйам сделал вывод из двух ритуалов, которые он уже провел и понял, что желание Йеhовы в том, чтобы благословить Исраэйла, но не проклясть, поэтому он больше не идет молиться, чтобы понять волю – она ему ясна. До этого же времени, он все еще надеялся заработать деньги на том, чтобы угодить Балаку.

И был на нем дух Элоhим – на всех пророках дух Всевышнего. О Машиахе сказано:

1 Дух Йеhовы Элоhим на мне, ибо помазал меня Йеhова, чтобы возвестить (радостную весть) скромным, послал меня врачевать сокрушенных сердцем, объявить пленным свободу и узникам – полное освобождение;

(Йешайа 61)

Сам Йеhошуа неоднократно говорил, что он говорит не от себя, от Имени Пославшего его.

Потому на Билйаме был дух Всевышнего, и он произносил своими устами волю Его.

… падает с очами открытыми … – Можно понимать, что во время пророческого сеанса, видя видения, он не теряет связь с реальностью и вполне осознает происходящее вокруг, и в то же время, он видит видения, которые ему посылает Йеhова. Глаза его остаются открытыми. Люди закрывают глаза, чтобы с закрытыми глазами увидеть нечто необычное в своем сознании. Билйам же не тренировал себя для причудливых видений, но с открытыми глазами видел видения Свыше.

… превзойдет царь его и Агага, и возвысится царство его! – Что подразумевает под этими словами? Из Невиим нам известно, что первый царь Исраэйла – Шаул, одолел Агага, царя Амалэйкитян. Неужели, Билйам предсказывает это событие? Откуда люди того времени могли знать, что на земле будет жить некий царь амалэйкитян, по имени Агаг?! Да и зачем Балаку со свитой его, слушать эту историю, про никому неизвестного Агага?

Нужно понимать это пророчество, иначе. Агаг – это не имя, а титул, как например титул Паро или Малкицадек. Если Паро – это царь Египта, то Агаг – это царь амалэйкитян. Амалэйкитяне – это потомки Эйсава, происшедшие от своего отца Амалэйка.

12 Тимна же была наложницей Элифаза, сына Эйсава; и родила Элифазу Амалэйка

(Берейшит 36)

Народ Амалэйка был крепким. О нем знал и Балак и его слуги. Потому, когда пророк говорил пророчество о царе Агаге, который будет побежден царем Исраэйла, он говорил о титуле, а не об имени. Каждый народ знал, о титулах правителей других народов. Потому, победа Исраэйла над Агагом, подразумевала победу над Амалэйком – уничтожение царства. И это пошатывало нервы Балаку и его окружению, когда он слушал слова Билйама.

Йеhова повелел истребить этот народ из под небесной, еще с того времени, как они шли к горе Синай.

14 И сказал Йеhова Моше: “Запиши это на память в книгу и внуши Йеhошуе, что Я совершенно сотру память Амалэйка из-под неба”.

15 И построил Моше жертвенник, и нарек ему имя ‘Йеhова-Нисси’ (Йеhова – чудо для меня). И сказал он: “Вот рука клятвы на престоле Йеhовы – война у Йеhовы против Амалэйка из рода в род!”.

(Шемот 17)

Первым царем, который сокрушил Амалэйкитян, был Шаул, а последним, кто разгромил окончательно Амалэйка согласно летописям, был царь Хизкийаhy (Езекия). Последний потомок, который воевал против Исраэйла – это Аман из книги Эстэйр (Есфирь).

1 После этих событий царь Ахашвэйрош возвеличил Амана, сына Аммдаты, Агагиянина ..

(Мегилат Эстэйр 3)

Агагиянин – царский потомок, потомок из царской династии агагов.

Как ручьи растекаются они – ручьи бегут быстро, паутинкой, растекаясь в стороны. С быстротой ручьев шатры Йаакова проторяют себе пути на новых местах. Другими словами шатры распространяются по причине умножения народа. Потому пророк называет шатры Исраэйла, благословенными Йеhовой.

.. мощь дикого быка – бык вообще, считается самым сильным животным тех мест. О силе быков говорил Шеломо.

4 Где нет быков, (там) ясли чисты; но много прибытка от силы вола.

(Мишлей 14)

Дикие быки, как правило, еще мощней. Потому пророк устрашает Балака и князей в пророческой аллегории, сравнивая Исраэйла с диким быком. Своей силой он сокрушит гоим.

… кто поднимет его? …  – Пророк сравнивает Исраэйла с бесстрашным львом, которого никто не может вспугнуть, прогнать.

Всякий благословляющий тебя благословен, и всякий проклинающий тебя проклят! – всякий желающий тебе зла, получит это зло на свою голову. А всякий желающий Исраэйлу блага, получит его в таком же количестве, в каком желает. Поэтому, когда Балак услышал эти слова, то не выдержал, и напал на пророка. Он то точно знал, сколько зла обрушится на него и его народ, за всю ту ненависть, которую он испытывает к Исраэйлу.

… но вот, Йеhова лишил тебя чести! – Каждый пытается склонить в своем сознании Бога на свою сторону, считая себя правым.

Пророк же объясняет, что он пришел сюда не ради денег, а сказать то, что хочет сказать Всевышний. И дальше он предлагает Биламу послушать еще пророчества, которые велел изречь ему Йеhова перед царем.

Пророчество  о Моаве

Бемидбар (Числа) 24:14-17

Пророк в своем видении видит отдаленные времена, когда придет Машиах и уничтожит гоим. Сокрушены будут границы Моава – Моав перестанет иметь свою территорию. Все гоим обозначены потомками Шэйта (Сифа). Шэйт был сыном Адама вместо Авеля.

6 И жил Шэйт сто пять лет, и родил Эноша,

7 И жил Шэйт по рождении им Эноша восемьсот семь лет, и родил сынов и дочерей.

(Берейшит 5)

На этом этапе образовываются гоим. Однако Потоп губит всех, кроме Ноаха. Как же тогда понимать это? Шейт родил Эноша, от которого идет родословная Машиаха, остальные же сыновья не упоминаются. Поэтому, под именем Шэйт, можно понимать, как все кто не Исраэйл, будут погублены Машиахом. Даже в самом Исраэйле будут отсеяны неверующие и приравнены в гоим.

Пророчество об Эдоме

Бемидбар (Числа) 24:18,19

Эдом – сыновья Эйсава. Сеир – горная местность, где они поселились. Они гордились своей неприступной территорией, однако во время нашествия Вавилонян, они были порабощены. Нашествие же Вавилонян в ТаНаХ, рассматривается как кара всех народов, за грехи их. Впоследствии же, и сам Вавилон был уничтожен за грехи свои.

Пророчество об Амалэйке

Бемидбар (Числа) 24:20

Первый из народов Амалэйк – первый, кто отважился напасть на сынов Исраэйла, после того, как они стали народом. За эту дерзость Всевышний повелел Моше чтобы и память об Амалэйке была истреблена.

Пророчество об Кэни

Бемидбар (Числа) 24:21-22

Кэнийцы – племя, родом из которого Итро, тесть Моше.

Почему упоминается Каин? Возможно, под этим именем обозначаются все народы, воюющие против Исраэйла. Ашшур – Ассирия, с одноименным городом Ашшур. Ашшур переводится как бог войны. Ассирия, она же Вавилония, которая стала первой мировой державой обозначенной в истукане Даниэйла как золотая голова – первое царство, первый зверь.

Кто останется в живых?

Бемидбар (Числа) 24:23-24

Пророк говорит, что кто может остаться в живых, если Всевышний обрушит кару Свою.

Придут корабли от Киттима и смирят Ашшура, и смирят Эйвэра; но и сами они погибнут.

Речь идет о том, что на смену первому царству, придут другие – Мидия и Парас, затем Греция, и последнее – Рим, который будет править миром до конца времени.

Возвращение

Бемидбар (Числа) 24:25

После пророчества Билйам вернулся в свой дом. Однако хотя здесь не сказано о его преступлении, которое он совершил, в более поздних источниках говорится:

14 Тем не менее, имею несколько вещей против тебя: есть у тебя люди, которые придерживаются учения Билйама, научившего Балака расставить сети для народа Иcраэйла, чтобы они ели пищу, принесенную в жертву идолам, и совершали сексуальные грехи.

(Откровение Йеhошуа hа-Машиаха 2)

Хотя пророк исполнил все то, что повелел ему Йеhова, он все же угодил Балаку, научив его как прогневать Йеhову, чтобы Он Сам истреблял народ Исрайэла. Таким образом, численность Исраэйла уменьшится и сила его истощится.

Баал-Пегор

Бемидбар (Числа) 25:1-5

По научению Билйама, Балак объявил народу, чтобы они вовлекали Исрайэл в идолопоклонство через употребление идоложертвенного и ритуального совокупления с женщинами. И у Моавитян это стало хорошо получаться. Они вовлеки в грех много народа из Исраэйла. За это Йеhова навел на народ смертельную эпидемию.

Баал-Пеор – как Господь Высот, Небес.

Почему Билйам не мог проклясть Исраэйла? Потому что он видел, что народ живет по Торе. В своих пророчествах он говорил:

Ведь нет ворожбы в Йаакове и нет волшебства в Исраэйле. Зная причину силы народа, Билйам ради подарков открыл тайну Балаку – введи их в идолопоклонство.

Почему нужно было повесить на столбах князей от каждого колена? Для того, чтобы спасти народ – и  отвратится ярость гнева Йеhовы от Исраэйла. Нужны были те, кто понес бы наказание народа на себе.

Казните каждый людей своих, прилепившихся к Баал-Пеору! – виновных нужно было казнить. Невинные люди не должны были умирать за чей-то грех, каждый грешник должен умирать за свой грех. Когда грешники будут наказаны рукой праведных, тогда кара Всевышний будет удовлетворен и смилостивится над народом.

Никто же не мог взять в руки меч, чтобы убивать братьев своих, вставших на путь беззакония. Не хватало духу.

Пинхас

Бемидбар (Числа) 25:6-9

Ревность о почтении Йеhовы настолько одолела Пинхаса, что он не выдержал и убил первого грешника, который попался нему на глаза.

Почему он убил и женщину? Это он мог сделать по двум причинам. Женщина действовала осознано, как патриотка, зная, что она делает это для уничтожения народа Исраэйла. Вторая причина – это доказательство. Убив одного мужчину без женщины – остаться без алиби. Почему ты его убил? Где доказательство того, что он совершал грех? Пронзенные одним копьем – это неопровержимое доказательство. Таким образом, у Пинхаса было алиби – он убил мужчину, как велит тому учение Торы.

После этого поступка, мор в стане прекратился. Если бы Пинхас, не сделал бы этого, число умерших, росло бы, не по дням, а по часам. На то время, мертвых было от мора уже 24 тысячи! Народ слабел, враг ликовал.

 

Admin

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru