Недельная глава Лех Леха (Иди к себе) с комментариями

Октябрь 27, 2017
Комментариев к записи: 1

Необходимо не только читать комментарии, но в первую очередь прочитывать указанные в подразделах отрывки из недельной главы Лех Леха по ссылкам, для понимания того, о чем говорится в комментариях.

Не следует стараться прочитать все за один раз. Лучше это, растянуть на день, а лучше, прочитывать в течение всей недели, анализирую, конспектируя и тд.

Вы можете оставить ваши вопросы в комментариях под статьей, так же свою точку зрения, дополнить и тд.

Ниже приведены основные составляющие главы Лех Леха:

Повеление Йеhовы Аврааму

Лех Леха (Бытие) – 12:1-5

Как и в наши дни, так и во времена Авраама были люди, верящие в одного Бога и верящие во множество богов.  Авраам был из тех, кто верил в одного Бога и молился Ему. Возможно, Авраам не раз слышал голос Всевышнего и исполнял его повеления. Так и на этот раз, когда было ему сказано уйти от родни, из земли отца, в землю, которая, по обетованию Йеhовы, будет землей его потомства.

Трудно представить, чтобы человек разумный, такой как Авраам, мог повиноваться незнакомому голосу. Поэтому, скорее всего, он хорошо знал голос своего Бога, и потому с повиновением собрался идти туда, где находится чужая земля, живут идолопоклонники и многобожники.

Авраам взял с собой все, что было его собственностью. Лот же, узнав, о том, что Авраам уходит, отправился с ним, потому что Авраам для него был как отец. У Лота уже было свое имущество, стада и рабы.

Откровение Аврааму

Лех Леха (Бытие) – 12:6-8

На новом месте Йеhова открывает Аврааму будущее – эта земля будет землей его детей. Авраам, возможно не до конца понимал, как это будет, но верил в эти слова, иначе бы он и не ушел из земли отца. Сара, жена Авраама была неплодна. Детей у Авраама не было. Откуда у него могут взяться дети, которые будут владельцами этой земли? Однако он верил и поставил жертвенник Йеhове после откровения, которое ему Йеhова поведал и возблагодарил Йеhову.

8 Благодаря доверию [Элоhим], Авраам повиновался, когда был призван выйти в то место, которое Элоhим даст ему во владение; и он вышел, не зная, куда идёт.

9 Благодаря доверию, он жил в Земле обетованной как временный поселенец, словно она ему не принадлежала, разместившись в шатрах с Йицхаком и Яаковом, которые вместе с ним должны были получить обещанное.

10 Ибо он ожидал город, имеющий вечное основание, архитектором и строителем которого является Элоhим.

(Письмо в Йерушалаим 11)

В Египте

Лех Леха (Бытие) – 12:9-20

Жизнь скотовода – это жизнь кочевника. Авраам постоянно перемещался по земле со своими стадами в поисках хороших пастбищ. Но была засуха, и ему пришлось идти в Египет, так как засуха была невыносимой.

Зачем Авраам солгал, назвав Сару своей сестрой? Он беспокоился за свою жизнь. Конечно, она была его сестрой, но, тем не менее, она была и его женой. Он боялся сказать правду и Саре велел не говорить об этом.

Всевышний хранил Сару и как только Паро принял решение сделать ее своей очередной женой, Всевышний поразил дом его за нее язвами. Язвы могли быть не болезнями, а бедствиями.

6 Семя Авраама, раба Его, сыновья Иаакова, избранные Его!

7 Он – Йеhова Элоhим наш, по всей земле суды Его.

8 Помнит Он вечно завет Свой – слово, (что) заповедал Он на тысячу поколений, –

9 Который заключил Он с Авраамом, клятву Свою Йисхаку.

10 И поставил Он это Яакову законом, Йисраэйлю – заветом вечным,

11 Сказав: тебе дам землю Кенаан, наследственный удел ваш, –

12 Когда было их мало числом, немного, и пришельцами (были они) в ней.

13 И ходили от народа к народу, из царства (одного) к племени иному.

14 Не давал Он никому притеснять их и царей наказывал за них.

15 Не трогайте помазанных Моих и пророкам Моим не делайте зла!

(Теhелим 105)

Видимо Саре пришлось открыть тайну Авраама, когда дело приняло серьезный оборот. Тогда Паро призвал Авраама и пристыдил его. Авраам знал дурные нравы людей, и поэтому пошел на такую хитрость, чтобы сохранить жизнь себе – он надеялся, что его дети станут наследниками обещанной земли. Если же его убьют, то не будет от него потомства.

Его хитрость показала силу Всевышнего над Паро. К тому же Авраам обогатился на этом:

16 И Авраму оказал он милость ради нее; и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и ослицы, и верблюды.

(Берейшит 12)

Возвращение

Лех Леха (Бытие) – 13:1-4

Авраам вышел из Египта с большими стадами и вернулся к месту жертвенника своего, где получил откровение о том, что земля эта будет наследием его детей. Это место для него было святым, потому он вернулся именно к этому месту и принес благодарные жертвы, что пережил засуху и, что жизнь его была сохранена, и богатство его стало великим.

Разделение Авраама с Лотом

Лех Леха (Бытие) – 13:5-13

События повествуются кратко, и можно подумать, что времени прошло мало  с тех пор, как вышел Авраама из земли своей. На самом деле прошло несколько лет. Когда Авраам вышел из земли отца, ему было 75 лет. Когда же он был обрезан, ему было 99 лет. Когда у него родился Ишмаэйл, ему было 86 лет. Хотя события описаны, сжато, времени проходило много. Поэтому, и Лот, за это время разбогател – его стада увеличились большим приплодом. Следовательно, с того времени, как Авраам ушел из дома, прошло несколько лет.

Стада их стали великими и не хватало пастбищ для их выпаса. Между пастухами, на почве этого, произошел конфликт. Лот был так же вовлечен в это дело. Тогда Авраам предложил разделиться. Они живут в чужой земле, где их поодиночке могут победить кнаанеи и перизеи, если они будут враждовать между собою. Врагам это на руку. Лучше жить раздельно, но в мире и помогать друг другу как родственники, чем  вместе и, воевать друг с другом.

Авраам предложил Лоту пойти в ту сторону, куда он захочет. Лот выбрал окрестность Ярдэйна, потому что он была орошаема, подобно саду в Эйдэне и подобно земле Мицраим. Земля Мицраим – это Египет. Но, когда говорится – земля Египетская, остается неясным – чья это земля. Когда же используется название Мицраим, то становится ясным, что земля эта одного из потомков Хама:

6 А сыны Хама: Куш, Мицраим, Фут и Кнаан.

(Берейшит 10)

Земля Египетская – это земля Мицраима. Его не следует путать с Кнааном. От Кнаана произошли народы, часть которых были обреченные на истребление Всевышним:

15 А Кнаан родил Цидона, первенца своего, и Хэйта;

16 И (роды) Йевусея, и Эморея, и Гиргаши,

17 И Хивви, и Арки, и Сини,

18 И Арвади, и Цемари, и Хамати. А впоследствии рассеялись племена Кнаанские.

19 И был предел Кнаанеев от Цидона по направлению к Герару, до Азы, по направлению в Седом, Амору, Адму и Цевоим, до Лаши.

(Берейшит 10)

Поэтому говорится:

51 И поразил каждого первенца в Египте, начатой силы в шатрах Хамовых.

(Теhелим 78)

Подразумевается Мицраим. Египет – это земля одного из детей Хама, но не самого Хама.

Итак, Авраам остался в своей земле – в Кнаане, Лот ушел в окрестности Ярдэйна, где жили крайне преступные люди.

Пройди по земле

Лех Леха (Бытие) – 13:14-18

Почему после отделения Лота, Всевышний вновь напоминает о том, что дети Авраама будут жить в Кнаане? Возможно по той причине, что Лот, как наследник ушел из дома Авраама и разрушил этим последнюю надежду на род Авраама от Лота. Лот бы сыном умершего брата Авраама и Авраам стал для него вместо отца. Поэтому, Авраам мог опечалиться, когда Лот отделился от Авраама. Сказано:

14 И Йеhова сказал Авраму после отделения Лота от него …

Далее Всевышний повелевает ему пройти по земле – осмотреть землю своего будущего потомства. Авраам не должен уходить из этой земли, но продолжать жить на ней, пасти свой скот, перемещаясь по ней вдоль и поперек.

Так же в словах Всевышнего сказано о народе, которому будет принадлежать  эта земля на все время существования этого мира: Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки.

Если раньше Всевышний говорил о множественном потомстве, то в этом случае, Он сказал более детально о количестве потомства: как песок земной. Его невозможно сосчитать. Если каждый народ можно сосчитать, то народ Авраама сосчитать невозможно, по причине его множества. Поэтому ему было дано другое имя во время заключения договора – не Аврам, а Авраам – отец множества, отец неисчислимого.

Битва царей

Лех Леха (Бытие) – 14:1-12

В данной главе повествуется о мятеже. Все цари тех земель, находившиеся под игом Кедорлаомэра и его союзников, на 13 году ига, подняли мятеж. Мятеж был жестоко подавлен. Кедорлаомэр и его союзники прошли по всем землям и подавили жестоко мятеж. Напоследок они пришли в окрестности Ярдэйна и сразились там с пятью последними царями-мятежниками  –  с царями Седома, Аморы, Адмы, Цеовима и Бэлы. И их они жестоко подавили, забрав всех людей, скот и продовольствие. Среди пленных оказался и Лот.

Следует отметить, что армии Кедорлаомэра и его союзников были могучими и могли побеждать оборонявшихся. Если следовать принципам нападения и обороны, то обороняющиеся всегда несут меньший урон в живой силе в три раза, нежели наступающие. Но, вот Кедорлаомэру и союзникам его удалось разгромить всех мятежников с минимальными потерями, потому что они имели и хорошее вооружение и опытных обученных воинов. Быть тираном и получать дань от других народов, не так просто, для этого нужны соответствующие силы. У царя Кедорлаомэра, они были.

Победа Авраама

Лех Леха (Бытие) – 14:13-16

У Авраама тоже были союзники – Эморийцы: Анэйр, Эшкол и Мамрэй. Скорее всего, именно они и стали называть Авраама – евреем, потому что он был пришельцем среди них. Слово еврей означает пришелец.  Более подробно об этом можно прочитать в статье – Происхождение слова еврей.

Вооружив своих людей, Авраам и его союзники напали на профессиональную армию и разгромили ее, вернув все захваченное у пяти царей Ярдэйнских земель, а так же и Лота и его имение. Это было чудом. По земным принципам, Авраам и его союзники шли на неминуемую смерть. Только чудо – рука Всевышнего, дала эту победу, потому что Авраам был избран отцом множественного народа. Победить  – это была судьба.

Благословение Авраама

Лех Леха (Бытие) – 14:17-24

Принято считать, что географически, город Шалэйм – это в будущем город Йевус, затем он стал Йерушалэймом., когда Давид завоевал этот город у йевусеев. Йевусеи – это потомки Хама, жители земли Кнааской, обреченные на истребление Всевышним за свои гнусные грехи. Но, во времена Авраама, правитель города Малки-Цедэк, видимо правил городом справедливо и по правде. Потому и говорится:

1 Малки-Цедек, царь Шалема, коhен Элоhим hа-Эльйона, встретил Авраама, возвращающегося с места поражения царей, и благословил его.

2 Авраам же отдал ему десятую часть всего. Итак, прежде всего, исходя из значения его имени, он “царь праведности”, а кроме того, царь Шалэйма, что значит “царь мира”.

(Письмо в Йерушалаим 7)

Более подробно о Малки-Цедеке говорится в статье – Мелхиседек в Библии.

Нужно понимать, что этот царь был на слуху у всех, в том числе и у Авраама. Также и Малки-Цедек знал Авраама и знал о его походе, потому что цари-тираны, обирали и его город взымая оборок. И когда он узнал от благовестников о том, что Авраам возвращается с полной победой, то приготовился его встретить. Для чего? Чтобы благословить его, так как он видел в Аврааме человека Божьего, потому что без помощи Бога, победить такую армию было не возможно.

Это понимал и Авраам, потому он в знак благодарности за победу, почтил Всевышнего лучшим из трофеев – десятинной, отдав ее священнику, благословившего его. Почему ему? Потому что тот благословил Авраама. Кто мог благословить Авраама – его отец. Малки-Цедек тоже был больше Авраама, иначе бы он не стал благословлять его, не имея на это право.

7 а благословляющий, вне всяких сомнений, выше благословляемого.

(Письмо в Йерушалаим 7)

Почему Авраам не взял имущество царей, которое они ему предлагали в качестве награды за освобождение их граждан? Если бы Авраам взял их имущество – а имущество это было очень большим, то Авраам стал бы богатым. Тогда цари пускали бы молву, что с нашего благословения Авраам стал богат. Авраам же не позволил угаснуть в обществе славе Йеhовы, даровавшему победу и потому отказался от награды, указав, что пусть моя доля от вас будет тем, что было съедено моими слугами . А то что следует отдать его союзникам – пусть отдадут по справедливости.

В этой войне, у Авраама был свой интерес – Лот.

7 … и от родственника твоего не скрывайся.

(Йешайа 58)

Освобождая Лота, Авраам освободил всю землю.

Обетование Йеhовы

Лех Леха (Бытие) – 15:1-6

Почему Всевышний сказал Аврааму слова: «Не бойся …»? Чего боялся Авраам? Исходя их контекста, он боялся остаться бездетным. Тогда Всевышний заверил его еще раз, что не останется он бездетным. Авраам намеревался сделать наследником своего дома управляющего делами, который был родом из Даммэсэка – второй человек после Авраама. Но Всевышний сказал, что не будет чужой человек владельцем этой земли, но будет тот, которого ты родишь.

Это ободрило Авраама, и, он поверил этим словам. Он доверился слову Йеhовы и успокоился. И это доверие, Бог зачел ему как праведность. Как это понимать? Праведность, на основании доверия – это верить в слова Бога тогда, когда эти слова еще только слова, а не события. Именно в таких людях нуждается Бог – верующих в невидимое. Проблема многих поколений в том, что они не верили пророкам.

Договор Йеhовы с Авраамом о земле

Лех Леха (Бытие) – 15:7-21

Бог открывает Аврааму Свой замысел: Я вывел тебя из твоей земли, чтобы сделать властителем этой земли. Аврааму нужны были гарантии, что он действительно будет владельцем этой земли. Поэтому Авраам говорит, что как я могу узнать, что земля эта будет землей моих детей?

Тогда Всевышний заключает с  ним союз, в котором совершается обычай союза – рассечение животных и прохождением между этими половинками. Каждая сторона обязана нести ответственность за выполнение условий договора. Нарушителя ждало рассечение. В этом союзе Бог убедил Авраама, что земля эта будет его сынам. Бог в огне прошел между рассеченных животных.

Во время ритуала, Бог поведал о будущем его детей, как они будут жить в земле чужой, и будут страдать, но будут спасены и вернутся в эту землю через 400 лет в четвертом поколении. Это было внушительное откровение  с такими подробностями, как точное время возвращения. Когда они вернутся, то все земли, перечисленных народов, будут отданы им во владение навечно.

Решение Сары

Лех Леха (Бытие) – 16:1-6

Видимо во время пребывания в Египте, Сара получила в подарок от Паро служанку Агар.

Аврааму 85 лет – прошло десять лет, с того времени как они пришли в эту землю. Возможно, это сказано для того, чтобы за акцентировать внимание на сомнениях Сары. Детей нет, столько скитаний, столько страданий – где обещанные Богом дети? Она по прежнему бездетна.

Почему Сара стала в глазах Агар пренебрежительна? Возможно, Агар рассчитывала, что она теперь будет главной в доме, так как наконец-то у Авраама появится ребенок. Но она просчиталась. Ее ребенок должен был стать ребенком Сары. Но так как она повела себя высокомерно, то Сара применила к ней власть – сделала ее жизнь не выносимой. Агар не выдерживает такого давления и сбегает из дома.

Агар

Лех Леха (Бытие) – 16:7-16

В пустыне она встречает ангела. Обычно люди представляют,  что она встретила белого ангела с крыльями на спине.  Это воображение художников. Ангел явился ей в лице обычного странника. И говорил с ней как пророк: «Вот, ты беременна …». Агар была в положении, но этого еще не было видно. Потому она и удивилась, услышав то, о чем путник знать не мог. Кроме того, он поведал ей будущее. И она поняла, что за ее жизнью наблюдает Бог Авраама и печется о ней. Потому она послушала странника и возвратилась домой.

Я Эльшадай

Лех Леха (Бытие) – 17:1-8

Эльшадай – Бог Всемогущий. Для Бога нет ничего не возможно, Он сделает все что вознамерился. Аврааму же нужно вести непорочный образ жизни и делать то, что ему поручено выполнять.

В этот день Бог изменил имя Авраама. Изначально его звали Аврам – отец народа (своего), теперь же его имя Авраам – отец множества народов. От Авраама произойдут множество народов и царей.

Знак завета на теле

Лех Леха (Бытие) – 17:9-27

Дети Авраама должны были отличаться от остальных людей земли обрезанием края плоти. Мужчины должны были носить на теле своем знак завета – обрезана крайняя плоть на теле. Все свободные и купленные за серебро, должны быть обрезаны, а младенцы на восьмой день жизни. Кто не выполнит данного условия, истребится из народа.

Изменив имя Авраама, Бог изменяет и имя Сары. Изначальное же имя Сарай – моя царица (царица моего народа), Бог заменил на Сара – царица народов. Авраам и Сара понимали значение своих новых имен, и это было им в предзнаменование того, что должно было осуществиться в их дальнейшей жизни.

Обрезание напрямую связано с переменой имен. Имена же свидетельствуют об образовании великого народа от этой избранной пары.

Почему же Бог избрал такой метод запечатления Своего народа – обрезание края плоти на половом органе? На это вопрос сложно ответить, так как нет информации. Видимо в те времена для людей это было как-то понятно, ведь Бог всегда делает в соответствии с человеческим разумением и пониманием. Это для наших поколений сложно и непонятно, люди того времени это могли понимать вполне естественно.

Хотя принято считать это хорошим методом гигиены, но это абсурд. Бог сотворил Адама без недостатков. Следуя понимаю гигиеничности, Адам должен был быть сотворен без крайней плоти. Плоть на половом органе, это единственное место, которое не видимо для окружающих, потому что гениталии, как неблаговидное место, покрываются. Обрезывая край плоти, мужчина не испытывает никакого физического и морального ущерба и остается непорочным в физическом значении как служитель Всевышнего.

Каждое поколение, совершая обрезание своим детям – этим самым продлевают существование своей нации, потому что верен Обещавший. Можно сказать, что народ не истребился с лица земли лишь только по этой причине, потому все антисемиты запрещали под страхом смерти обрезание, чтобы таким способом истребить ненавистного конкурента с лица земли.  Союз Бога с Авраамом – это обещание существования нации евреев на все время ее бытия. Поэтому ни одному правителю и ни одному народу не удалось истребить еврейский народ, так как он существует на земле силою завета Авраама.

Admin

“Недельная глава Лех Леха (Иди к себе) с комментариями”

  1. Наталья:

    Замечательно! без вопросов, всё ясно и понятно. Спасибо автору.

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru