Недельная глава Ноах (Ной) с комментариями

Октябрь 20, 2017
Комментариев к записи: 2

Необходимо не только читать комментарии, но в первую очередь прочитывать указанные в подразделах отрывки из недельной главы Ноах по ссылкам, для понимания того, о чем говорится в комментариях.

Не следует стараться прочитать все за один раз. Лучше это растянуть на день, а лучше прочитывать в течение всей недели, анализирую, конспектируя и тд.

Вы можете оставить ваши вопросы в комментариях под статьей, так же свою точку зрения, дополнить и тд.

Основные моменты главы, на которые обратим внимание:

Жизнь Ноаха

Ноах (Бытие) – 6:9,10

Отмечено что Ноах вел праведный и непорочный образ жизни среди своего поколения. Родил и воспитал трех сыновей. Откуда у него были принципы непорочного образа жизни? Кто ему их определил? Сам? Если сам, то получается, что Бог его спас лишь за его точку зрения о праведности. Но, все так. Бог увидел, что земля растлилась. Был какой-то Абсолют, от которого человечество отклонилось.

Законодатель своей страны имеет право наказывать только тех, на кого этот закон распространяется. На жителей, живущих в других странах он не действителен. Бог увидел, что Его законы затоптаны – люди растлились. Что Он решает сделать с ними – наказать. Почему Ноах избегает этого наказания? Потому что он не растлился – остался верен законам Бога.

За что Бог, уничтожает мир

Ноах (Бытие) – 6:11-13

Земля растлилась – люди погрязли в блуде, как духовном – идолопоклонство, так и в физическом – нарушения сексуальной нравственности. Само слово извращение, многозначно в данном случае – извращение правосудия, извращение правды, извращение человеческих ценностей и тд.

Всякая плоть на земле – имеется в виду, люди – мужчины и женщины разного возраста. Животные пострадали из-за человека. Уничтожая человека водой, не возможно было спасти животный и растительный мир.

Конец всякой плоти – смерть человечеству за злодеяния. Злодеяния, есть не что иное, как преступление против Торы Всевышнего. Это говорит о том, что Бог наказал человечество смертью не просто так, а за отступление от Торы – извращение нравственного, морального и духовного сознания.

Союз Йеhовы с Ноахом

Ноах (Бытие) – 6:14-22

Бог хочет спасти Ноаха и его семейство и обещает заключить с ним Союз. Если Ноах сделает все по слову Его, то Всевышний гарантирует им спасение. Ноаху нужно было построить корабль по тому проекту, который указал Бог.

Кроме того, необходимо было спасти каждый род твари. Ной, конечно, не брал, как можно подумать, тысячи животных, но брал по роду их. Например, собак – две пары, от которых после потопа произошли все виды собак, включая волков и прочих подобных. Так же и о конях – от этих коней произошли все их виды, даже африканская зебра и тд. То же самое можно сказать о птицах. Для всех животных и птиц, Ноаху следовало запасти зерна и других не портящихся провиантов сроком на год – столько времени они жили в ковчеге. И сами люди, так же должны были запасти еду для себя. Водные же животные и рыбы остались в живых.

Почему Йеhова заключил союз с Ноахом

Ноах (Бытие) – 7:1

Всевышний заключил Завет с Ноахом потому что увидел его праведным – человеком, исполняющим заповеди Торы. Его семейство было единственным среди всех людей того времени, кто удалялся от зла и делал добро.

Никто не знал, в какое время придет Суд Божий – ни грешное человечество, ни сам Ноах, этого не знали. Когда пришло время для правосудия, Всевышний открыл Ноаху путь спасения за его праведный и непорочный образ жизни.

Кто вошел в ковчег

Ноах (Бытие) – 7:1-16

В ковчег вошли все, кто был определен Йеhовой – это семейство Ноаха, животные и птицы. Ноаху было велено:  животных чистых брать по семь пар, а нечистых по две. В то время мясо еще не ели, следовательно, речь идет о чистоте для жертвоприношений. Когда же стали есть мясо, то мясо нечистых животных не употреблялось, потому  что они изначально предназначены для пищи.

Ничего не известно о женах сыновей Ноаха. Возможно, это были дочери Ноаха, а женами сыновей они стали после того, как вышли из ковчега. Ковчег строился долго. Почему у детей Ноаха не рождались дети? Поэтому, можно предположить, что дочери Ноаха стали женами сыновей. Но может возникнуть вопрос: но разве это не грех? Все сыновья Адама, женились на своих сестрах, потому что альтернативы не было. В случае с Ноахом – то же самое.

Хотя и сказано: и три жены сынов его – это могло быть применено позже, при написании этой книги. Книги Моше писали гораздо позже. До этого книги Моше небыли письменными, но были устными. Поэтому существует понятие как Устная Тора, которая была впоследствии записана и стала Письменной Торой. Поэтому, те, кто писали Письменную Тору, писали о тех событиях, как о случившемся факте – дочери уже стали женами сыновей. Поэтому о них говорилось как о женах сыновей.

Так же следует отметить, если считать, что три жены – это три девушки из трех разных семей, то, как же им удалось сохранить верность Торе, если они воспитывались в среде, где царило беззаконие? И позволил бы Ноах своим сыновьям брать в жены идолопоклонниц? На основании этого, можно допустить версию, что это были дочери Ноаха.

После того, как Ноах получил повеление завести в ковчег всю живность и свою семью, через семь дней пришло наводнение. И когда в седьмой день Ноах вошел в ковчег последним, то Всевышний закрыл за ним дверь.

Воды потопа

Ноах (Бытие) – 7:17-24

Воды потопа шли 40 суток. Этого было достаточно, чтобы погубить всех обитателей суши. На планете не было ни одной живой души (из обитателей суши), за исключением тех, кто жил в ковчеге. Уровень же воды поднимался и после сорока дней – сто пятьдесят дней вода поднималась и покрыла самую высокую гору. Если взять самую высокую гору на земле в наши дни – Эверест, ее высота почти девять километров над уровнем вод. Можно предположить, что глубина воды в то время, была около девяти километров над уровнем вод. На такую глубину даже в наши дни, не могут опуститься глубоководные специалисты, лишь за исключением отдельных случаев, когда специальные батискафы погружались на глубину более десяти километров.

Такая толща воды сплющила все, что оказалось на дне. Все смешалось с землей, и было раздавлено. Современные ученые думают, что такое смешение всего – это многомиллионнолетнее наслоение. Но вся эта каша образовалась в течении  пяти месяцев.

Конец катастрофы

Ноах (Бытие) – 8:1-14

Вспомнил Элоhим Ноаха – подошли к концу дни наказания, потому что уже не было никого, кого еще можно было наказать. После сто пятидесятого дня вода стала спадать. Бог навел ветра на землю, и они стали иссушать воду.

На горах Араратских – не на горе Арарат, а на горах. Площадь Араратских гор многокилометровая.

Повеление Йеhовы покинуть ковчег

Ноах (Бытие) – 8:15-17

Через год, Ноах и все обитатели ковчега ступили на обсохшую землю по повелению Йеhовы.

Жертва Новаха

Ноах (Бытие) – 8:18-22

Ноах выполнил все, что ему было поручено, потому что он доверял слову Йеhовы. Это доверие, было для него спасением. Его вера побуждала его выполнять повеления Всевышнего в точности.

7 Благодаря доверию [Элоhим], Hoax, получив откровение о том, что ещё не было видимым, исполнился святым страхом и построил ковчег, чтобы спасти своих домашних. Подобным доверием, он осудил весь мир и обрёл праведность, проистекающую из доверия.

(Письмо в Йерушалаим 11)

Люди, которые не соблюдали заповедей Торы, не верили, что за это придет возмездие. Ноах верил, что за соблюдение заповедей Торы, он получит награду – спасение, а за несоблюдение – кару. Иначе, зачем соблюдать что-то, если у человека нет абсолютной уверенности в своей правоте? Ноах исполнял Тору с таким же страхом, с каким он исполнял поручения Всевышнего о строительстве своего спасения.

Когда Ноах принес жертву перед Всевышним, то она умилостивила гнев Всевышнего и по этой причине, Он поклялся, что никогда более не придут на землю казни из-за грехов людей, потому как от этого пострадали невинные животные и птицы. Но, возникает вопрос относительно текста Шимона, где сказано что землю постигнет кара огнем:

7 Нынешние небеса и земля, хранимые тем же самым Словом, сберегаются огню до Дня Суда, когда будут истреблены нечестивые.

8 Более того, дорогие друзья, не забывайте вот о чём: у Йеhовы один день, как тысяча лет, а тысяча лет, как один день.

9 Йеhова не медлит исполнить обещание, хотя некоторые считают это промедлением; напротив, Он терпелив с вами, ибо Его замысел состоит не в том, чтобы кто-либо погиб, но в том, чтобы все отвернулись от своих грехов.

10 И всё же День Йеhовы придёт, “как вор”. В тот День небеса с шумом исчезнут, стихии расплавятся и распадутся, сгорит земля и всё, что в ней.

11 Итак, если всё будет уничтожено подобным образом, то какими нужно быть вам? Вы должны вести святую и благочестивую жизнь,

12 Ожидая Дня Элоhим и делая всё, чтобы ускорить его наступление. В тот День небеса разрушатся в огне, а разгоревшиеся стихии расплавятся;

(2 письмо от Шимона 3)

Мир имеет свое начало и свой конец. Конец мира – это начало Нового. Потоп был карой, которая уничтожила все живое, обитающее на суше. Сама же земля осталась существовать. Она будет существовать до конца назначенного срока. Проклятый мир, не имеет право на вечное существование. Когда придет время создания Нового мира, старый мир будет осужден и уничтожен. Гибели не миновать. Как же понимать слова Бога – не буду больше проклинать землю? – Бог говорил о наказании водами потопа – эта кара больше не придет губить  тварь за грех человека. Этот факт подтверждается и в дальнейших событиях в следующей главе.

После потопа Бог установил времена года – время посева и время сбора урожая. До этого, видимо, урожай был круглый год, потому что был один единый климат на планете.

Заключение завета с Ноахом

Ноах (Бытие) – 9:1-17

Всевышний благословляет Ноаха и его сыновей – плодитесь и размножайтесь. Ноах, стал отцом всех живущих после потопа. От него произошло все ныне живущее человечество через его сыновей. Мы видим, что это благословение действует и по ныне – род человеческий не прекратил свое существование.

Бог делает человека властителем земли и дает ему в пищу всякую живность, которую можно употреблять в пищу. Но, есть условия – тварь нельзя есть живьем. Также нельзя есть тварь с кровью. Пока кровь не выйдет из тела, мясо есть нельзя и соответственно саму кровь есть нельзя.

Кто же прольет кровь человека, будет наказан – кровь, за кровь. Если человек, убьет человека  – смерть человеку. Если животное или зверь убьет человека – смерть зверю или животному.

17 И когда кто лишит жизни какого-либо человека, то он должен быть предан смерти.

(Ваикра 24)

28 Если забодает бык мужчину или женщину, и они умрут, то бык да побит будет камнями, и мяса его не есть; а хозяин быка не виноват.

29 Но если бык бодлив был и вчерашнего и третьего дня, и предостерегаем был хозяин его, но он не стерег его, и убьет он мужчину или женщину, то да будет бык побит камнями и хозяин его предан смерти.

(Шемот 21)

После этих предупреждений, Всевышний заключает Союз с Ноахом и его сынами. В лице Ноаха, Всевышний заключил союз со всем человечеством и со всякой тварью на земле. Суть союза заключалась в том, что воды потопа более не придут наказывать землю за преступление человека. И в подтверждении Своей клятве, Он дал радугу, которая появляется после дождя. Эта радуга до сего дня остается знамением союза, потому как верен Бог Своей клятве.

Проклятие Кнаана и благословение других двух сыновей

Ноах (Бытие) – 9:18-27

Почему Ноах проклял Хама? Потому что он надсмеялся над отцом, рассматривая его голого. Почему Ноах благословил других двух сыновей – потому что они покрыли его наготу, не смотрев на его срам.

Благословение сыновей заключалось в том, что потомки Йэфэта будут жить в шатрах Шейма. Потоки же Хама, будут их рабами. За непочтение к отцу, Хам навел проклятие на себя и весь свой род.

Смерть Ноаха

Ноах (Бытие) – 9:28,29

Триста пятьдесят лет после потопа – имеется в виду от дня, в который начался потоп. После потопа ему уже было 601 год. После потопа он прожил 349 лет.

Ноах прожил девятьсот пятьдесят лет и умер.

Родословная сынов Ноаха

Ноах (Бытие) – 10:1-32

Во времена разделения единого материка, образовались острова, на которых остались жить люди. Это хорошо видно в истории – когда открыли Океанию и Австралию, там жили люди от древности, незнающие ничего о цивилизованном мире.

От Хама родился Нимрод – основатель строительства Вавилона (Бавэла). Нимрод был могучим богатырем, который мог побеждать в схватке крупных хищников. В то время жили большие хищные ящеры – динозавры. Он ставил для них ловушки. У людей того времени появилась поговорка – «Сильный, как Нимрод»

У Шейма родился потомок – Пелег. Во время его жизни, единый материк раскололся. Это были последствия потопа. При расколе материка образовались другие, которые постепенно стали отдаляться друг от друга, потому как трещины увеличивались и становились все глубже. Поэтому, некоторые народы ушли под воду – погибли. Существует легенда об Атлантиде – цивилизации, которая ушла под воду.

Строительство великого города и великой башни

Ноах (Бытие) – 11:1-4

Изначально, после потопа, все потомки сынов Ноаха жили сообща. Возможно именно Нимрод был предводителем того времени и был организатором идеи построить империю со своим городом и башней до небес, потому как сказано, что городом его был Бавэл.

Для чего нужна  была такая высокая башня? Толкований на эту тему множество. Из текста видно, что была идея сделать себе имя. Возможно, это значило, дать себе, как народу, какое-то общее название с религиозным значением. В любом случае, их затея была направлена против заповедей Торы, иначе Бог бы не вмешался. Но самое главное во всей этой затее – это их единство в этом преступлении.

Чтобы расстроить их идею и лишить единства, Всевышний смешал их язык. Таким образом, было остановлено всеобще человеческое преступление. Возможно, они хотели построить религиозный центр, где правителем был бы Нимрод. Они могли бы приходить в это место в определенные времена для идолопоклонства, совершая паломничество, как представители единой религии.

Смешение языков

Ноах (Бытие) – 11:5-9

В некоторых переводах сказано: Сойдем, что означает, как во множественном числе. Нужно понимать, что если бы Бог – это действительно были боги, как это есть в религиях, то об этом бы прямо было написано в Торе. Однако в Торе говорится:

4 Слушай, Исраэйль, Йеhова, Элоhим наш, Йеhова один (Йеhова эхад).

5 И люби Йеhову, Элоhим твоего, всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всеми силами твоими.

(Деварим 6)

Зачем нужно было слушать? Чтобы уразуметь, что Йеhова – это не много богов, а один Бог Всемогущий (Эльшадай) Бог, Который не нуждается ни в сотворцах, ни в совластителях  и тд. У каждого языческого божества своя миссия – бог войны, бог урожая, бог любви и тд. Они не могу представить, чтобы один Бог, мог быть Всемогущим. Даже Зевс, нуждался в других богах, которые были бы ему помощниками в управлении миром.

Слово эхад – не подразумевает един, как это принято считать у некоторых. Эха д – это один. Данное слово встречается многократно. Например, когда был создан первый день, было сказано один день. Не единый день, а один день. Когда было велено воде собраться в одно место, то там говорится – в одно место – не в единое место как бы состоящее из множества мест, а в одно конкретное место. Так же сказано о ребрах Адама – взял одно из ребер. Взял одно из ребер, а не единое ребро, состоящее как бы из множества ребер.

Поэтому, Йеhова (Извечный) один – это не значит един, состоящий как бы из множества Йеhов (Извечных), но как один, единственный Извечный Бог.

Если в Боге множество богов, как их можно в равной степени любить всем сердцем? Сказано: и люби Йеhову, имеется ввиду одного, а не многих.

Сойдем – это применение переводчика. Это слово может быть написано и как – сойду, потому что нет основания, утверждать, что только сойдем верно. Но исходя из контекста видно:

5 И сошел Йеhова посмотреть … – Сошел, а не сошли.

8 И рассеял их Йеhова оттуда по всей земле; – Рассеял, а не рассеяли.

Нет никакого основания и смысла писать в переводе слово Сойдем.

Родословная Шейма до Тэраха

Ноах (Бытие) – 11:10-26

Шейм является праотцом Авраама и Йешуа hа-Машиаха. Потому, эта родословная упомянута как обязательная, отдельная от общей родословной сыновей Ноаха.

Родословная Тэраха

Ноах (Бытие) – 11:27-32

Тэрах является отцом Авраама и Сарры, но матери у них разные.

12 Да она и подлинно сестра моя; она дочь отца моего, но не дочь матери моей; и стала моей женою.

(Берейшит 20)

Admin

2 Коментариев к статье “Недельная глава Ноах (Ной) с комментариями”

  1. Наталья:

    20 И начал Ноах возделывать землю, и насадил виноградник.

    21 И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя посреди шатра своего.

    22 И увидел Хам, отец Кнаана, наготу отца своего, и рассказал двум братьям своим на дворе.

    23 И взяли Шэйм и Йэфэт одежду, и, положив ее оба на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица же их, были обращены назад, и наготы отца своего они не видели.

    24 И проспался Ноах от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его,

    25 И сказал: “Проклят Кнаан – раб рабов будет он у братьев своих”.

    26 И сказал: “Благословен Йеhова, Элоhим Шэйма; Кнаан же будет рабом ему.

    27 Да даст Элоhим простор Йэфэту, и да обитает он в шатрах Шэйма. Кнаан же будет рабом ему”.

    Объясните пожалуйста в чем был грех Хама? лично я не увидела греха в том что он увидел своего отца Ноя нагим и рассказал братьям. Почему то в христианстве муссируется одна из версий надругательства над телом пьяного Ноя, но здесь , в этой цитате этого совсем не прослеживается. Так в чем согрешил Хам что заслужил проклятие на весь свой род и потомков?

    1. Admin:

      Что там говорится у Христиан не приведено. Если становится непонятным стих или его чать, ответ нужно искать не в христианских источниках, или еще каких-либо, ответ нужно искать в контексте событий. В данном случае мы видим действия Хама и действия других двух сыновей. Если за что-то дается проклятие, то за противоположное – благословение. Два сына Ноаха были благословенны отцом за противоположные действия, совершенные Хамом.

      Что же сделали сыны Ноаха:
      23 И взяли Шэйм и Йэфэт одежду, и, положив ее оба на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица же их, были обращены назад, и наготы отца своего они не видели.
      Если видеть наготу отца – это не грех, то зачем они сделали так, как написано выше?

      24 И проспался Ноах от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его …
      А что сделал его сын? то, что не сделали другие два сына – не увидели наготы отца своего.
      Если говорить в деталях о делах Хама, то он вошел в шатер и увидев наготу отца, не устранил глаз своих, а стал с любопытством рассматривать его наготу. Что собой представляет нагота – это гениталии. Так вот, он с любопытством рассматривал гениталии отца. За случайно увиденное, его бы никто не наказал, но он, увидев случайно, а затем превратил это в развлечение.

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru