Недельная глава Шелах [Пошли] с комментариями
Необходимо не только читать комментарии, но в первую очередь прочитывать указанные в подразделах отрывки из недельной главы Шелах по ссылкам, для понимания того, о чем говорится в комментариях.
Не следует стараться прочитать все за один раз. Лучше это, растянуть на день, а лучше, прочитывать в течение всей недели, анализируя, конспектируя и тд.
Вы можете оставить ваши вопросы в комментариях под статьей, так же свою точку зрения, дополнить и тд.
Основные фрагменты главы Шелах:
Пошли от себя людей
Бемидбар (Числа) 13:1,2
Почему следовало посылать знатных? Знатные люди – это всеобще уважаемые люди. Таких людей будут слушать остальные. Поэтому, люди эти должны были по возращении положительно повлиять на общество, и зажечь в них желание ревностно иди в Прекраснейшую Землю.
И послал их Моше
Бемидбар (Числа) 13:3-20
И назвал Моше Ошэйа (спасение), сына Нуна — Йеhошуа (Йеhова спасет) – Почему до этого времени, когда у него было имя Ошэйа, в текстах Торы он назван поздним именем – Йеhошуа? Когда писалась Тора (Пятикнижие), она писалась после жизни Моше. При Моше же Письменная Тора была в виде десяти изречений на камне и записей законов, которые были записаны Моше на свитках. После смерти Моше, Устное Пятикнижие и Письменная Тора были объединены в Письменное Пятикнижие. Поэтому, когда писалось Письменное Пятикнижие имя Ошейа уже не упоминалось, но как свершившийся факт – Йеhошуа.
Для чего же он дал ему это имя перед походом? Можно предположить, что Моше переживал за него, отправляя его в опасное путешествие. Потому он запечатлел его таким именем, которое спасет ему жизнь сильной рукой Йеhовы.
И послал их Моше высмотреть землю Кнаан – если Всевышний ведет народ и гарантирует им успех за счет Своей силы, к чему же посылать разведчиков? Скорее всего, для того, чтобы испытать народ. Если люди доверяют Всевышнему, то даже если и скажут им, что там живут великаны до небес, они логически будут рассуждать так: «Если там живут непобедимые великаны, то для чего Йеhова ведет нас туда? Только с одной целью – победить их». Вера всегда опирается логически на факт – на слово Йеhовы. Верующие верят в невидимое.
И обследовали землю
Бемидбар (Числа) 13:21-24
Хэврон же построен на семь лет раньше Цоана Египетского – Для чего, приведен здесь, этот текст? Чтобы это понять, для начал нужно понять эти названия.
Кнаан (Ханаан) – назван землей по имени ее владельца – Кнаана, сын Хама, который был проклятый своим отцом Ноахом (Ноем). У него родились два сына – имя одному Мицраим, имя другому Хэврон. Старший поселился на территории Африки, и его земля стала называться Египет (Мицраим). Младший остался в земле отца, в земле Кнаан. Если этого не знать, то тексты из Теhелим могут ввести в недоумение:
51 И поразил каждого первенца в Египте, начатой силы в шатрах Хамовых.
(Теhелим 78)
Начатки – первенец. Первенец – Мицраим. Однако, что говорится в родословной:
6 А сыны Хама: Куш, Мицраим, Фут и Кнаан.
(Берейшит 10)
Как видим, что первенцем является Хуш, который жил на территории Вавилона, где его сын Нимрод, построил Вавилон в земле Шинар (Сенаар) – это на Ближнем Востоке (основная территория современного Ирака и северо-восточная часть Сирии), в долине рек Тигр и Евфрат.
Как же тогда Мицраим может быть первенцем? Можно привести несколько версий, по которым первородство досталось Мицраиму.
- Куш – умер бездетным. Мицраим взял его жену сверх жены своей, когда у него уже были свои дети. И дети, рожденные от Мицраима и жены Куша, стали именоваться детьми Куша. Однако самого Куша не было, и его место по праву занимал Мицраим.
- Хам, проклял Куша за грех и лишил его первородства изгнав из дома. Его место занял Мицраим в доме отца.
Почему же город младшего сына был построен на 7 лет позже города старшего сына? Можно предположить, что когда был построен Хэврон одним из потомков Кнаана, через семь лет один из потомков Мицраима построил Цоан. Впоследствии же земля эта называлась полем Цоана, по имени основателя города:
12 Пред отцами их сотворил Он чудо в земле египетской, в поле Цоана.
(Теhелим 78)
И возвратились
Бемидбар (Числа) 13:25-33
… детей Анака (великанов) мы видели там – сыновья Анака родились от Анака. Анак нигде не упоминается, но исходя из контекста, это жители Хэврона и его окрестностей – племена Ахиманитяне, Шейшаймитяне и Талмаймитяне. Как и во времена Ноаха, великанов, которых истребил потоп, а так и в Хэвроне, великанов называли — сыновьями богов.
… это земля, поедающая живущих на ней – можно предположить, что речь идет о каких-то местах с зыбучими песками.
Там же видели мы исполинов, сынов Анака, из исполинов – одно из племен исполинов. Племен исполинов было несколько, пример тому, царь Ог последний из племени Рефаимов:
11 Ибо только Ог, царь Башанский, остался из Рефаимов. Вот ложе его, ложе железное это, в Рабате сынов Амона оно — девять локтей его длина и четыре локтя его ширина, по локтю мужа.
(Деварим 3)
9 локтей – 4.5 метра. Если полметра – это запас длинны, как у всех кроватей и диванов есть запас, то рост Ога был примерно 4 метра. Это тоже одно из племен великанов. Это если брать современный локоть, который 50 см. Если бать локоть с расчетом, что в те времена мужчины были крупнее, то локоть — 70 см. Соответственно рост великана мог достигать до 6 метров.
Поэтому, разведчики считали себя в сравнении с ними саранчой, а для великанов, сыны Исраэйла тоже были ростом в подобии саранчи. Конечно, это сказано было для того, чтобы показать преимущество врагов перед сынами Исраэйла, но, тем не менее, даже при двух метровом росте, сын Исраэйла, были в два раз ниже – по пояс врагу.
И подняла вопль вся община
Бемидбар (Числа) 14:1-5
О, если бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы! – эти слова станут для народа роковыми.
И пали Моше и Аарон на лица свои пред всем собранием общины сынов Исраэйла. – желая их успокоить, показывая, как прискорбно для них решение народа, собравшегося вернуться в Египет.
Йеhошуа, сын Нуна, и Калэйв, сын Йефунэ
Бемидбар (Числа) 14:6-10
… разорвали одежды свои – проявили скорбь по поводу того, что люди отвернулись от водительства Йеhовы.
Забросаем их камнями! – зачем забрасывать камнями, почему бы просто не убить мечом или дубиной? Этим, они выражали свою правоту, призывая свершить правосудие над еретиками, которые смущали народ своими речами.
Доколе будет гневить Меня народ
Бемидбар (Числа) 14:11,12
Когда явилась слава Йеhовы, Моше поспешил в Святилище в Святая Святых, чтобы получить ответ, что ему делать. Разговор Всевышнего и Моше был у ковчега Откровения.
И сказал Моше Йеhове
Бемидбар (Числа) 14:13-19
Моше, как ходатай за народ, находит веский аргумент, чтобы народ не был истреблен – гоим во все века будут превратно говорить о Йеhове. Они будут говорить, что Он не справился со Своей задачей – тогда Он не есть Эльшадай.
Простил Я по слову твоему
Бемидбар (Числа) 14:20-25
Ходатайство Моше, которое было обоснованным и логичным, убедило Йеhову и Он простил народ, однако это поколение не войдет в Прекраснейшую Землю.
… в нем был дух иной – не стоит думать, что речь идет о каком-то духе (существе). Речь идет о духе доверия. Есть, например унылое состояние духа, а есть веселое. Так и здесь, есть дух доверия и дух недоверия. В Калэйве был дух доверия — вполне он предан был Мне …. Речь идет о духе преданности, верности.
Амалэйкитяне и Кнаанеи живут в долине – Всевышний показал этим им, что они отошли от Него через свои прихоти, неверие в Его могущество и в Его слово клятвенное. Поэтому, если они пойдут дальше, будут истреблены этими народами. Чтобы этого не произошло, пусть возвращаются назад в сторону Тростникового моря (Чермного) – добираться будут до Кнаана другим путем.
Йеhова говорил Моше и Аарону
Бемидбар (Числа) 14:26-35
Изначально сказано, что речь была к Моше, а здесь уже говорится – Моше и Аарону. Эти слова были сказаны после того, как Моше ходатайствовал в Святая Святых. Когда он был уже вне Святилища, Всевышний обратился к ним двоим. Аарону было запрещено входить в Святая Святых, кроме в Йом Кмпур.
Хотя народ был прощен как сыны Йаакова, все же, данное поколение обречено было на истребление. Йеhова поклялся сделать ему то, о чем они желали:
О, если бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы!
Чего они желали, то Он им дал. Сорок лет они ходили по пустыне, чтобы каждый из них умер и не увидел Прекраснейшей земли. Вместо сорока дней пути, Он назначил им наказание – 14600 дней пути. И кости их сгнили в пустыне за сорок лет.
По числу дней, в течение которых вы обозревали землю, сорок дней, по году за каждый день, понесете вы наказание за грехи ваши — сорок лет, чтобы познали вы, что значит отступить от Меня.
За каждый день – год. Почему? Эти десять человек не в последний день, пришли к такому решению. Они все сорок дней, отдаляли себя от Йеhовы своим недоверием и сомнением. А когда пришли, то они выплеснули наружу свое негодование – в этой земле наша смерть живет. Потому, за каждый год отдаления – год наказания, чтобы познали, что значит отступать от Йеhовы.
10 из 12 умерли
Бемидбар (Числа) 14:36-38
Не сказано, когда они умерли. Был мор – эпидемия, и, они умерли. Йеhошуа и Калэйв не подверглись смертельному заболеванию эпидемии.
Нет Йеhовы среди вас
Бемидбар (Числа) 14:39-45
Когда народ услышал слова Моше, которые ему были поручены Йеhовой, на них напал страх. Они решили исправить положение свое и решили идти в Прекраснейшую Землю, проявляя как бы веру в повеления Йеhовы. Но Йеhова дал уже другое повеление – не ходить этим путем а вернуться назад. Они и в этом случае не послушались и проявили самостоятельное путешествие, не обращая внимания даже на то, что ковчег не идет впереди их, а остался в стане. И в этом было видно их упрямство и своенравие.
Моше и все лэйвиты остались в стане. Народ же вернулся в стан с великим поражением.
Приносить Йеhове всесожжение или (другую) жертву
Бемидбар (Числа) 15:1-16
В данном отрывке повествуется о повелении при каждой жертве, приносимой в Прекраснейшей земле. Определенное количество вина и хлебного приношения.
От ценности животного – количество вина и муки с елеем.
Этот закон о жертвоприношении распространяется в равной степени на еврея и нееврея.
Когда будете есть хлеб той земли
Бемидбар (Числа) 15:17-21
Когда будете есть хлеб той земли – с того дня когда будет свой урожай, следует приносить часть теста. Кому следовало отдавать это тесто? Колену Лэйви, которое было рассеяно среди 12 колен.
Общественный грех по ошибке
Бемидбар (Числа) 15:22-26
Ошибка – это непреднамеренный грех. Когда эта ошибка будет раскрыта, обществу следует очиститься, как предписано в этом повелении.
Личный грех по ошибке
Бемидбар (Числа) 15:27-29
Человек мог забыть, как правильно исполнить ту или иную заповедь. Но когда он узнает, что был не прав, ему следует очиститься, как предписано в данном повелении.
Грех с дерзостью сердца
Бемидбар (Числа) 15:30,31
Человека, попирающего Тору, следует казнить. Это кажется суровым, но Новое Соглашение куда более ответственней:
28 Тот, кто пренебрегает Торой Моше, безжалостно предается смерти на основании слов двух или трех свидетелей.
29 Представьте, насколько более тяжким будет наказание для того, кто попирает сына Элоhим; кто не относится с должным почтением к крови договора, наделившей его святостью; кто оскорбляет Духа, дарующего благоволение Элоhим!
30 Ибо мы знаем Того, Кто сказал: «У Меня отмщение и воздаяние …», и еще: «Ибо судиться будет Йеhова за народ Свой».
31 Страшно попасть в руки живого Элоhим!
(Письмо в Йерушалэйм 10)
Нарушитель Шаббата
Бемидбар (Числа) 15:32-37
Когда сыны Исраэйла были в пустыне – Данный текст в заключении главы, говорится, как воспоминание, судя по контексту предшествующего – согрешение дерзкою рукой, не по ошибке. Закон о Шабате был дан еще у вод Марры. Когда только собирали Ман, уже был закон о запрете собирать в Шаббат. Однако, еще не было на все законы дано наказание. Наказание за нарушение было дано после того, как Моше получил скрижали. Следовательно, человека поймали за работой в Шаббат еще до Синая, но уже после Марры.
Шаббат – это одна из заповедей десяти изречений. Нарушающий шаббат осознанно, совершает смертный грех – грех, достойный смертного возмездия. Несоблюдение шаббата равносильно, если бы кто станет бить отца или мать.
Шеломо учит, что начало мудрости – страх перед Йеhовой. Бояться быть наказанным. Люди, которые преступают шаббат осознанно, не имеют страха, и это ведет их на путь погибели. Человеческий страх, предохраняет человека от смертельной опасности. Страх наказания за нарушение заповеди Торы, удерживает человека от ее нарушения. Благодаря этому страху, он остается праведником.
Цицит (кисти)
Бемидбар (Числа) 15:38-41
После того, как был казнен человек, нарушивший шаббат, Йеhова издал повеление сделать кисти на краях одежды. В кисти было велено вплести нити лазурного цвета. Лазурный цвет – это цвет неба. Глядя на эти кисти, человек должен был помнить, что за ним наблюдает Всевышний. Кисти, были как бы обличителями для человека, когда у него появлялись дурные желания. Глядя на них, человек начинал быть мучим совестью. Они направляли человека думать о возвышенном. Так как человек всегда носил на себе одежду с этими кистями, то напоминание о возвышенном, а не о плотском, всегда было на его теле.
1 Итак, если вы ожили с Машиахом, ищите вышнего, где Машиах сидит по правую руку от Элоhим.
2 Сосредоточьте свои мысли на вышнем, а не на земном.
3 Ведь вы умерли, и ваши жизни сокрыты с Машиахом в Элоhим.
(Письмо в Колоссы 3)
Admin
недельная глава
Похожие записи:
Недельная глава Шемот [Вот Имена] с комментариями
Недельная глава Масэй [Станы] с комментариями
Недельная глава Аазину [Внимайте] с комментариями
Недельная глава Экев [За то что] с комментариями
Недельная глава Насо [Исчисли] с комментариями
Недельная глава Беhаалотха [Зажигать] с комментариями
Недельная глава Вайера [И явился] с комментариями
Недельная глава Бегар [На горе] с комментариями