Недельная глава Шемот [Вот Имена] с комментариями

Январь 6, 2018
Комментариев к записи: 0

Необходимо не только читать комментарии, но в первую очередь прочитывать указанные в подразделах отрывки из недельной главы Шемот по ссылкам, для понимания того, о чем говорится в комментариях.

Не следует стараться прочитать все за один раз. Лучше это, растянуть на день, а лучше, прочитывать в течение всей недели, анализируя, конспектируя и тд.

Вы можете оставить ваши вопросы в комментариях под статьей, так же свою точку зрения, дополнить и тд.

Основные фрагменты главы Шемот:

Историческая справка об Йаакове и его сыновьях

Шемот (Исход) 1: 1-7

В данном отрывке повествует о том, что сыновья Йаакова стали народом – количество, которое может быть государством наравне с Египтом и другими странами. Если Египет боялся народа, то он боялся его по одной простой причине – по многочисленности его. Йааков переселился туда в количестве 66 человек, не считая себя, и своих жен.

 … а Йосэйф был в Египте – он и два его сына уже были там, но они причисляются к общему числу Йаакова – 70 душ.

Новый царь Мицраим

Шемот (Исход) 1: 8-14

Хорошее, всегда быстро забывается, поэтому всегда о евреях не помнят с хорошей стороны, а помнят с плохой. Так в случае и с сыновьями Йаакова в Египте – забыли о том, что они спасли страну от погибели. А ведь было время, когда Йосэйфа превозносили как божество, говоря: ты дам нам жизнь!

Мужчин отправляли на самые тяжелые и опасные работы, где они могли надрываться, калечиться, погибать. Этим египтяне хотели сократить численность мужского населения. Но, несмотря на это, народ множился и очень быстро, потому что в этом был промысел Йеhовы.

Повитухи Ивриот

Шемот (Исход) 1: 15-21

В некоторых переводах, о повитухах сказано, что это были повивальные бабки, старухи. Но это не обязательно так. Повивальные женщины – это те, у кого в стечении обстоятельств, появлялся опыт принятия родов. Эти две повитухи, возможно и были старухами, скорее всего так оно и было, потому что они были старшими над повитухами. Рядовых повитух царь не стал бы к себе приглашать. Он пригласил к себе главных и дал повеление, которое должны были исполнять все их подчиненные – при родах, удушать младенца, будто бы он удушился при родах сам.

Когда царь узнал, что удуший не совершается, он призвал вновь старших повитух и спросил, почему они не выполняют его повеления. На что получил ответ – еврейские женщины не привыкли рождать с повитухами, а рождают сами. Потому и нет возможности удушить ребенка, т.к. когда повитухи приходят, то ребенок уже рожден и здравствует. У них был повод для того, чтобы Паро мог им поверить. Их обман не был грехом. Обман для спасения жизни не считается злом, но добром, тем более что они рисковали своей жизнью ради спасения мланденцев.

устроил семейства их – возможно, это означает, что в их семьях все было благополучно. Как уже выше говорилось – речь идет не о двух бабушках, а множестве повивальных женщин разного возраста.

Новорожденных бросают в реку

Шемот (Исход) 1: 22

Некоторые толкователи считают, что Паро повелел бросать в реку всех младенцев – еврейских и египетских. Но это противоречит истреблению первенцев Египта десятой казнью. Если бы царь истреблял и своих первенцев, то народ бы возненавидел его, но народ возненавидел и возбоялся евреев и просил его быстрей покинуть их страну.

Речь в словах Паро касалась непосредственно еврейских мальчиков, потому что удушение детей через повивальных женщин не удалось – еврейские роженицы не нуждаются в повивальных женщинах. Повивальные женщины принимали роды и у египтян, о чем говорили повитухи.

Рождение Моше

Шемот (Исход) 2: 1-4

Почему говорится, что Моше родился сразу после брака, когда мы видим, что есть сестра, которая не упоминается, что она была рождена прежде? Так же не упоминается и Аарон, который был старше Моше на три года. Можно предположить, что Мирйам родилась, как и Аарон, до появления указа об истреблении младенцев в водах реки. Когда Моше родился, Аарону было уже три года. На него этот указ не распространялся. Записано главное – как родился Моше, а не Аарон и Мирйам. Их роды были обычными и без чудес. Мирйам к тому времени была уже подростком, раз она могла самостоятельно без взрослых ходить по берегу реки, где водятся крокодилы.

видя, что он красив, скрывала его три месяца – она видела, что он необычен, а не потому что он был просто красив. Все малыши благовидны на лицо. Речь идет о чем-то необычном, что наблюдалось в ребенке, которое было связанно с Божественным.

23 Благодаря доверию [Элоhим], родители Моше прятали его в течение трёх месяцев после его рождения, так как видели, что он необычный ребенок, и не страшились указа царя.

(Письмо в Йерушалэйм 11)

Дочь Паро

Шемот (Исход) 2: 5-10

Только Всевышний может совершить такое чудо – «Смерть Египтян» воспитывалась и росла в царском доме их. Кроме того, мать Моше, Йохэвэд, не потеряла ребенка, как она изначально могла думать, а наоборот, спасла его, пустив по водам реки.

Шеломо говорит:

7 Если Йеhова благоволит к путям человека, то и врагов его примирит с ним.

(Мишлей 16)

Потому мать Моше и дочь фараона вместе растили малыша.

Моше вышел к братьям своим

Шемот (Исход) 2: 11-14

Так как Моше воспитывался у матери своей до определенного возраста, он получил понимание того, кто его настоящие родители. Поэтому, когда он вырос, он пошел посмотреть, как живет его народ в земле Египетской.

Так же и принцип Торы ему был знаком, иначе бы он не упрекнул бы того, кто бил ближнего своего.

Побег из Египта

Шемот (Исход) 2: 15

Фараон знал, что Моше – это еврей, потому что он был обрезан и скорее всего, он изначально был против того, чтобы его дочь, усыновила Моше. Если бы он был бы добр изначально к Моше, то он не стал бы его преследовать из-за какого-то солдата, которого тот убил. А раз он собрался его казнить, то это был хороший повод убрать из дворца человека, который не нравился с самого начала своего появления.

Дочери Итро

Шемот (Исход) 2: 16-20

Семь дочерей – это не простое число. Оно имело вполне определенный смысл в плане Всевышнего.

Реуэйл был священником тех земель. Человек уважаемый и справедливый. Это видно из того, что он упрекнул дочерей своих за то, что они не пригласили Моше в свой дом. В те времена, обычно царем и священником был один человек. Это можно видеть и в случае с царем Шалэйма – Малкицадеком. Он был и царем и священником. Реуэйл так же мог быть и царем и священником своего рода. Как священника его могли звать – Итро, а как человека – Реуэйл.

Почему дочери сказали отцу, что Моше – это египтянин. Потому что он имел египетскую внешность – прическа и одежда.

Моше и Циппора

Шемот (Исход) 2: 21, 22

И согласился Моше жить у этого человека – видимо Реуэйл предложил ему гостеприимство за добрый поступок.

А тот выдал за Моше дочь свою – видимо Моше полюбил Циппору и просил у Реуэйла руки ее.

Йеhова услышал страдания народа Своего

Шемот (Исход) 2: 23-25

Народ, живя в Египте жил в достатке, когда был Йосэйф и они жили даже лучше египтян. Поэтому, со временем, они стали забывать своего Бога от достатка своего. И если бы им там было бы всегда хорошо, они никогда бы оттуда не ушли. Потому Бог сделал так, чтобы им там стало жить плохо. За то, что они стали забывать Его, он навел на них беды, дабы они вспомнили о Нем и вспомнили о том, что в этой земле – они гости. Их ждет земля их отцов. Так утроен человек – он будет жить там, где ему хорошо и уйдет, если ему будет плохо.

Когда народ вспомнил о Боге, Бог услышал молитвы своего народа, и тогда Он вспомнил о завете с Авраамом, Ицхаком и Йааковом. Потому сказано – вспомнил. Другими словами, Бог начинает исполнять свое обещание тогда, когда люди этого пожелали сами – вспомнили Бога через молитвы страдания.

Йеhова явился Моше в горящем терновнике

Шемот (Исход) 3: 1-5

Итро – почему здесь он назван тестем под именем Итро, тогда как раньше его называли Регуэйл. Регуэйл – это его имя, а Итро – это скорее его царский или священнический титул, как например – Паро.

… далеко в пустыню и пришел к горе Элоhим – Хорэйву. Это та гора, которая и есть Синай, где Моше и народ омылись и получили Тору.

В некоторых переводах говорится о горящем кусте. Терновник никогда не растет кустом – это заросли. Если о нем говорить как о кусте, или кустарнике, то уж об очень большом, с большой площадью. Поэтому, Моше увидел в зарослях терновника свечение, как бы горит огонь. Он наблюдал некоторое время и увидел, что огонь не сжигает ветвей. По сути, если в зарослях терновника зажечь хороший костер и подует ветер, то он охватит все заросли и спалит их. Потому Моше был удивлен, что огонь не распространяется по зарослям, а просто светится, как бы на одном месте.

Хотя в некоторых переводах говорится, что Бог явился в огне, нужно понимать, что это был посланник – ангел. Как, например, Бог посетил Авраама в лице трех посланников, а в лице двух – спас Лота и сжег города Седома и Аморы. Бог находится в непреступном свете и люди просто не в силах его увидеть. Он не досягаем для плоти, но мир Он может достичь, так как является Творцом мира. Посредник между миром и Творцом – слово. Его слово передается через ангелов людям. Таких примеров множество.

Почему место, к которому приближался Моше, Йеhова, назвал святым? Разве оно было святым, ведь это были заросли терновника? Когда Священник входил во двор, ему, прежде чем приступить к своим обязанностям, нужно было омыться и переодеться. Войти в святое место нужно было чистым. Так же и в этом случае. Моше ходил в обуви  по земле, где был помет овец. Когда же он подошел к месту, где был Бог – гора Хорэйв, ему следовало снять эту грязную обувь. Ведь Бог не открылся в каком-то другом месте, а открылся там, где Он намеревался дать Тору Свою, а именно – на горе Синай. Потому и названо место то, святым – отведенным для Бога, где Он передаст народу свою Тору. Туда Моше должен был привести народ.

Йеhова поведал Моше Свой план спасения народа Своего

Шемот (Исход) 3: 6-10

Моше узнает, что Всевышний решил спасти народ от руки Египтян и переселить их обратно в Кнаан.

Как имя ему?

Шемот (Исход) 3: 11-15

… вот тебе знамение, что Я послал тебя – Моше и народ получили Тору после выхода из Египта. Это событие должно быть свидетельством для всех, что Йеhова избрал его, чтобы народ следовал за ним. Он должен был им сказать, что когда они выйдут из Египта, произойдет встреча народа с Богом у горы Хорэйв, или Синай. И когда они пришли к Синаю, после выхода из Египта, то тогда они вспомнили, что им говорил еще в Египте Моше, когда они были еще рабами.

Тот, Который есть, был и будет – Извечный. Это тот Бог, который есть Бог Авраама, Ицхака и Йаакова. Моше понял, что его отцы поклонялись Извечному, Тому, кто все сотворил.

Йеhова посылает Моше в Египет с речью

Шемот (Исход) 3: 16-22

Все пророчества, которые надлежит сказать народу, в последствии сбылись в точности, как и говорил ему Йеhова – поражение Египта казнями по упорству Паро; женщины выпросили в дорогу у соседок золото, серебро и одежды; народ освятился на горе Йеhовы через Тору.

Знамения

Шемот (Исход) 4: 1-9

Все три знамения – это сверхъестественные дела, которые могут быть у людей только в случае сильной веры в могущество своего Бога. Когда Моше наводил на Египет несколько первых казней, то ему в этом не уступали и чародеи Паро. Откуда у них была такая сила? Ведь не от Бога она у них была. Они верили своим богам и посредством веры в могущество своих богов достигли таких практик – противостоять Моше реальными чудесами. Но, Бог один и нет других богов ни на земле, ни на небе, ни под землей. Все боги – это вымыслы людей. Однако у чародеев Паро была сильная вера в могущество своих богов. Хотя боги у них были вымыслами – сила же их проявлялась через веру чародеев. Но, это было до поры, потом же у них не хватило веры творить большие чудеса и они поняли, что вера Моше сильней, потому что Бог, в которого он верит, сильней их богов. Недаром ведь Бог сказал Моше, что Он совершит суд над богами Египта. Суд заключался в том, что боги не дали египтянам того, чего они просили – победы над евреями. Евреи не понесли урон ни в скоте, ни в людях, у египтян же умер всякий первенец от человека до скота. Помимо человеческой веры, нужна еще и реальная сила – Божество, которое отвечало бы на молитвы. Так как у египтян боги были вымышленными, то и силы у таких богов не было. Все, что было у чародеев – это человеческий потенциал, который всегда имеет предел. Моше исполнял верою повеления Йеhовы, а чародеи исполняли повеления Паро – противостать чудесам Моше. Но человеческий предел не позволил им противостоять Моше дальше дозволенного.

Моше боится идти в Египет

Шемот (Исход) 4: 10-17

Обычно считают, что косноязычность Моше была в картавой речи. Но скорее всего, Моше был человеком, который не умел говорить публично, на публику. Он не мог связать, как говорится пару слов. Потому и ответил ему Йеhова:

12 А теперь, иди. Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить“.

Почему Моше упирался и не хотел идти? Возможно по тем причинам что, ему жилось спокойно и он, не хотел рисковать своей жизнью, идти в Египет, создавать себе проблемы. А тут как снег наголову, идти делать то, что ему не по силам.

Аарон видимо был человеком речистым и умел говорить. Ему нужна была только информация, которую он мог бы в отличие от Моше, грамотно и доходчиво передавать народу.

а ты будешь ему как Элоhим – подобно верховной власти, давать ему повеления, распоряжения и тд.

Посох, жезл – это не всегда инструмент пастыря, но и атрибут князя, царя. У чародеев Паро были свои жезлы, которые они превратили в змей. Змей Аарона съел посохи их и этим, как бы лишил их власти. Посох или жезл – это власть. Потому и сказано было Моше:

17 И посох сей возьми в руку твою – им ты будешь творить знамения.

(Шемот 4)

Посох Моше – атрибут власти.

Моше собрался в Египет

Шемот (Исход) 4: 18-20

Моше не стал посвящать тестя своего в истинные причины своего ухода в Египет, но лишь поверхностно их назвал – посетить свою родню.

Наказ Йеhовы

Шемот (Исход) 4: 21-23

Моше понимал, что он в розыске в Египте. И потому по этой причине больше всего боялся идти туда. Когда же Йеhова открыл ему, что Паро, который разыскивал его, умер, то решил пойти в Египет с семьей.

Последние слова Йеhовы не обрадовали Моше, потому что ему нужно было сказать Паро, чтобы тот отпустил их на гору получить Тору. И когда Паро долго не будет отпускать, то Моше нужно будет сказать слова мести в лицо Паро:

23 Я говорил тебе: ‘Отпусти сына Моего, чтобы он Мне служил!’. Но ты противился отпустить его, теперь, Я убью сына твоего, первенца твоего'”.

Передавая слова Бога, Моше в любом случае говорил слова человеческие от своего лица, а потому за эти слова отвечать придется ему. Сказать любому царю: Я убью царевича твоего – это приговорить себя к смерти.

Встреча с ангелом

Шемот (Исход) 4: 24-26

Почему Всевышний послал ангела своего умертвить Моше? На эту тему есть много разных суждений. Только что Он послал его в Египет, а по дороге хотел умертвить его. Вроде как противоречие.

Можно представить такую картину, что на ночлеге, на Моше напал некто и пытался его умертвить, а тот сопротивлялся, защищался. Подобное уже было, когда на Йаакова ночью напал ангел. Зачем? У Йаакова итак было много проблем в те дни. Но у Бога была своя причина. Потому и в этом случае, у Бога была причина угрожать Моше смертью.

Ситуация здесь довольно сложная и понять истинный смысл этого события сложно. Остается выводить мнение лишь логически, из последовательности развиваемых событий.

Нужно начать с того, что когда Циппора обрезала крайнюю плоть сыну своему, убийца удалился восвояси. Неужели это остановило его от убийства Моше? Другой вопрос – почему Циппора, не взяла оружие и не напала на убийцу? Почему она решила, что чтобы спаси Моше, нужно было сделать обрезание сыну? Откуда она могла это взять в этот момент? И другой вопрос – почему сын Моше был не обрезан, если Тора требовала от него обрезания? Сам Моше был обрезан. Дочь Паро могла по обрезанию увидеть, что это ребенок иври, потому она и сказала, что это из детей иври. Что говорит Тора относительно обрезания:

14 Необрезанный же мужчина, который не обрежет крайней плоти своей, истребится из народа своего – завет Мой он нарушил”.

(Берейшит 17)

В первую очередь, данный текст нужно понимать в контексте – о каких мужчинах идет речь? О тех, которые были в доме Авраама. Но, это повеление имеет так же и родовое значение:

12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий мужского пола …

(Берейшит 17)

Здесь речь идет о детях в возрасте 8 дней. Кто у Авраама на то время был в таком возрасте? Возможно, из его рабов кто-то и имел такого ребенка на то время, но у самого Авраама сыну было уже тринадцать лет. Это говорит о том, что обрезание следует совершать всем, потомкам Авраама и приобретенных законным путем – купленных за серебро. Для чего? Чтобы свидетельствовать, что этот человек принадлежит к народу Йеhовы, Который заключил с ними Завет. Печать на теле или знак Завета на теле.

Моше не исполнил этого постановления. Почему? Мы не знаем, возможно были причины со стороны родственников Циппоры, а возможно Моше сам не решался на это, хотя мог говорить жене об этом важном обряде. Если бы он хотел, но не было возможности, его вины бы не было, но если он виновен, то вина в нем – он не сделал того, что должен был сделать. Кто должен был умереть по Торе? – можно сказать, ребенок. Но ведь он не виновен в том, что его не обрезал отец. Поэтому, слова Торы:

14 Необрезанный же мужчина, который не обрежет крайней плоти своей, истребится из народа …

Нужно понимать несколько иначе: если мужчина не обрезал своего сына – он не обрезал себя и на этом его род прекращает свое существование, по той причине, что ребенок остается без заповеди на теле своем. Но, ребенок может вырасти и обрезаться сам, а вина отца от этого не изгладится.

Когда народ шел по пустыне 40 лет, дети их, рождаемые в дороге, были все необрезаны. Дети остались живы, а отцы – умерли. И когда дети пришли к Иардэйну, там они обрезались по повелению Йеhовы. А после уже пошли и приступили к завоеванию земли. Поэтому, за необрезание сына, смерти, заслушивал Моше. Конечно, Йеhова не собирался и в самом деле убивать Моше, но Он создал обстоятельства, которые привели к экстренному обрезанию сына Моше.

Почему Циппора так поступила? Возможно, что истинной причиной промедления обрезания была именно она. Хотя, отец ее – Реуэйл, скорее всего, был обрезан. Почему? Потому что он был потомок Авраама от Кетуры. Она родила ему Мидйана, а от него произошли Мидйанитяне. Авраам должен был обрезать детей от Кетуры, как было ему велено:

12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий мужского пола, рожденный в доме и купленный за серебро …

Если купленный за серебро должен быть обрезан, то тем более тот, кто родился от чресл твоих. Потому, можно предположить, что Итро был обрезан в связи с учением своих отцов, потомков Авраама. Но Циппора была возможно против этого обычая. И когда она увидела, что наступил тот час, о котором возможно Моше ей говорил неоднократно, она сделал экстренное обрезание, чтобы спасти Моше. После этого, ангел бежал с поля боя.

По сути, обрезание сделало Циппору истинной женой Моше, потому она сказала – ты мой муж, через обрезание моего сына.

Моше и Аарон встретились

Шемот (Исход) 4: 27, 28

Нужно отметить, что Моше шел опять мимо горы, у которой он встретил Йеhову и на которой им суждено было получить Тору. Теперь тут он встретил Аарона.

Моше и Аарон укрепили народ чудесами

Шемот (Исход) 4: 29-31

Такое событие, как встреча с Аароном, укрепило веру Моше. Он увидел, что его послал к нему Йеhова. Это впечатлило его. А Аарона впечатлили слова Моше, которые он ему пересказал и оба вдохновленные они отправились к старейшинам народа. ОТ Моше и Аарона и их чудес, старейшины вдохновились сами и вдохновили народ. У всех их вместе, появилась надежда получить свободу силой Моше и Аарона, которой наделил их Йеhова.

Моше и Аарон у Паро с речью

Шемот (Исход) 5: 1-5

У каждого народа есть понимание о главном Боге, который на небесах. И каждый народ связывает свой культ с этим Богом, считая, что все их вымышленные боги – это помощники главного Бога или большого Бога. Тем учение Торы и отличается, от всех учений, что оно основано на откровения Йеhовы, где Он через заповеди Свои открывает Себя, каков Он. Первая заповедь говорит, что Йеhова – Бог один и не нуждается в собогах и в сопомощниках. Учение гоим учит обратному – главный Бог зависим от собогов и они помогают Ему править миром.

Паро никогда не слышал о том, что большого Бога называют Йеhова, или Извечный. Потому он сказал, что не знаком с таким Богом и не собирается слушать Моше и Аарона об этом Боге и о том, что евреям нужно пойти совершить ему служение на горе Хорэйве.

Указ Паро

Шемот (Исход) 5: 6-9

Паро был не глуп, как некоторые могут это представить. Он сразу же решил уничтожить репутацию Моше и Аарона в глазах евреев и потому издал такие жесткие постановления. Если народ не станет слушать Моше и Аарона, то эти двое будут в его стране пустым звуком.

Указ Паро в действии

Шемот (Исход) 5: 10-14

Паро на это и рассчитывал, что народу иври не понравится новый указ, и они будут искать причину, почему же Паро поступил с ними так тяжко?

Надсмотрщики у Паро с жалобой

Шемот (Исход) 5: 15-19

Паро указал им причину, по которой он с ними так поступил:

17 Но он сказал: “Нерадивы вы и ленивы! Потому и говорите: ‘Пойдем, принесем жертвы Йеhове’.

(Шемот  5)

Другими словами – откуда у вас появились в головах дурные мысли? От того что вы нерадивы к труду и ленивы. Он не сказал, что в этом виновен Моше и Аарон. Он просто намекнул на виновников косвенно: ‘Пойдем, принесем жертвы Йеhове’.

Кто это придумал? Моше и Аарон. Вот кто виновен в вашей проблеме. Такой намек получили надсмотрщики, потому что только с появлением Моше и Аарона появилась идея, уйти из Египта.

Встреча Моше с надсмотрщиками

Шемот (Исход) 5: 20, 21

Что, должны были сказать, надсмотрщики, Моше и Аарону,  то они и сказали им, а сказали они им именно то, что и задумал Паро. Репутация Моше и Аарона разлетелась в пух и прах.

Моше Взмолился к Йеhове

Шемот (Исход) 5: 22, 23

Ни Моше, ни Аарон таких последствий никак не ожидали. Конечно же, разочарование их постигло не малое. Но видимо, и в этом была польза для них, чтобы они не думали, что под воздействием человеческих эмоций, можно добиться успеха. Эйфория быстрой победы рухнула.

Ответ Йеhовы

Шемот (Исход) 6: 1

Бог ответил на претензии Моше так, если говорить своими словами:

Паро отпустит вас не по желанию ваших сердец, а по воле Моей, а воля Моя в том, чтобы опозорить Паро перед всем народом своим рукою сильною, чтобы он собственноручно издал указ отпустить вас, и не просто отпустить, а избавиться от вас, как от  народа несущего гибель стране, вежливо попросив покинуть Египет. Что сделает в этом случае египетский народ? Он отдаст любые деньги и ценности, чтобы евреи немедленно ушли из страны восвояси. Так оно и произойдет впоследствии.

 

Admin

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru