Недельная глава Вайера [И явился] с комментариями

3 ноября, 2017
Комментариев к записи: 0

Необходимо не только читать комментарии, но в первую очередь прочитывать указанные в подразделах отрывки из недельной главы Вайера по ссылкам, для понимания того, о чем говорится в комментариях.

Не следует стараться прочитать все за один раз. Лучше это, растянуть на день, а лучше, прочитывать в течение всей недели, анализирую, конспектируя и тд.

Вы можете оставить ваши вопросы в комментариях под статьей, так же свою точку зрения, дополнить и тд.

Ниже приведены основные составляющие главы Вайера:

Явление Йеhовы

Вайера (Бытие) 18:1

Существует версия, что Аврааму явился Бог в трех лицах – Отец, Сын и Святый Дух. Но в дальнейшем контексте сказано, что это были ангелы. Слово ангел – греческое слово, что значит — посланник. В русском языке: Посланник — глава дипломатической миссии одной державы в другой, миссии второго уровня, сразу после посольства. Если рассматривать ангела как посланника, то он является представителем Бога второго уровня сразу же после Пославшего его.

Три ангела, которые пришли к Аврааму – это посланники Бога. Это понимание, исключает тот факт, что это якобы была Троица. Даже если допустить, что Троица существует, она не может быть ангелами – посланниками, потому что не может быть кем-то послана или же послана сама собой.

14 Так, ангелы, всего на всего, служащие духи Элоhим, посланные на помощь тем, кому приготовлено спасение?

(Письмо в Йерушалайм 1)

В данном случае, ангелы были посланы сказать Аврааму нечто важное, о чем говорится ниже.

Гостеприимство Авраама

Вайера (Бытие) 18:1-8

Авраам уговаривает странников зайти к нему, ссылаясь, что они проходили мимо его дома не случайно – вы на то и проходили мимо моего шатра, чтобы оказаться у меня в гостях. Гость – великий человек – посланник Бога. Так принято считать на Востоке. Поэтому, такому гостю, как странник, особое почтение. Авраам не знал, что это в действительности ангелы Всевышнего, пока они сами об этом не сказали.

2 Но и к посторонним не забывайте проявлять радушие; поскольку, поступая подобным образом, некоторые, не зная о том, оказали гостеприимство ангелам.

(Письмо в Йерушалайм 13)

Речь гостей

Вайера (Бытие) 18:9-15

Когда гости поели, они поинтересовались Сарой, назвав ее имя. Возможно, с этого момента Авраам понял, что это не обычные люди, потому что они знали имя его жены. Когда же один из них, видимо тот, который был главным, сказал от лица Бога о том, что через год вернусь, и у Сары будет сын – Авраам полностью осознал, что это представители Бога.

Одна из миссий ангелов была в том, чтобы возвестить Аврааму о том, что через год у него будет сын от Сары.

Почему Сара смеялась? Для любой женщины, у которой прекратились циклы, уже не может быть детей. Поэтому, эти слова ангела, показались ей нелепыми. К тому же и сам Авраам был уже стар. Поэтому, у ее сына было такое имя – Ицхак, что значит — смех.

11 Благодаря доверию [Элоhим], он получил силу иметь потомство, хотя по возрасту и он, и Сара были неспособны на это; поскольку он почитал Того, Кто дал обещание, заслуживающее доверие.

12 Потому один человек, который был практически мёртв, оставил после себя потомков многочисленных, словно звёзды небесные, неисчислимых, словно песок на морском берегу.

(Письмо в Йерушалаим 11)

19 Его вера не поколебалась, когда он рассуждал о своём теле – от которого пользы было, как от мёртвого, поскольку ему было уже около ста лет – или когда он рассуждал, что чрево Сары тоже мертво.

(Письмо в Рим 4)

Поэтому, когда люди слушают известие о чем-то необычном, они в удивлении смеются: не может быть? Подобно этому и смеялась и Сара.

Почему Сара испугалась и отказывалась признавать, что смеялась? Потому что ей стало страшно – гость узнал ее мысли.

Йеhова открывает Свой замысел

Вайера (Бытие) 18:16-26

Возвещая Аврааму о предстоящих событиях, Йеhова через старшего ангела хочет не только сказать о гибели городов, но и о спасении Лота.

Ходатайство Авраама за праведников

Вайера (Бытие) 18:27-33

Авраам знал, что там живет Лот и стал упрашивать, чтобы Всевышний сохранил города эти, если там найдутся праведники. В городах же не нашлось и десяти праведников – спаслось только трое.

Третий ангел не пошел в Седом с двумя другими, но удалился. Он свою Миссию выполнил. Двум другим, предстояло выполнить свою – осудить города и спасти Лота праведника.

7 При этом спас Лота, праведника, который страдал из-за разврата этих безнравственных людей;

(2-е письмо от Шимона 2)

Почему в Седом отправились два ангела? Одна из версий, это чтобы глазами двух свидетелей доказать вину этих злых людей. Одного свидетеля недостаточно для приговора.

6 По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен быть умерщвлен подлежащий смерти; не должно предавать смерти по словам одного свидетеля.

(Деварим 17)

Гостеприимство Лота

Вайера (Бытие) 19:1-3

Лот не знал, что это ангелы и оказал странникам гостеприимство. Оказывая гостеприимство, он спас этим свою жизнь. Потому посланник Шаул напоминает соблюдать эту заповедь в общине Йерушалайма.

2 Но и к посторонним не забывайте проявлять радушие; поскольку, поступая подобным образом, некоторые, не зная о том, оказали гостеприимство ангелам.

(Письмо в Йерушалайм 13)

Ангелы были настойчивы и продолжали отказываться от гостеприимства, но настойчивость Лота была сильней. Его настойчивость – была ему во благо.

Злые намерения Седомитян

Вайера (Бытие) 19:4-9

Откуда жители города узнали о новых людях в городе? Они узнали это от старцев, которые сидели у ворот города, как это было принято. У городских ворот всегда сидели почетные старейшины города, которые так же имели власть быть судьями города.

Сказано: «от молодого до старого» — можно предположить, что среди этих людей, как раз и были те, кто сидел с Лотом у ворот.

Седомитян взбесило то, что Лот пытался их учить – он был поселенцем в их городе, можно сказать, они предоставили ему гражданство, а он встал против них. Они не трогали его, когда он поселился, не трогали и в данное время, но только требовали отдать им гостей. Когда же он стал их учить нравственности, предлагая им своих дочерей, то те сказали, что теперь с тобой мы сделаем самое худшее. После этого они пытались изнасиловать Лота.

Ангелы спасают Лота и его семью

Вайера (Бытие) 19:10-22

Когда события накалились, и Лот уже не в силах был сопротивляться, ангелы вышли из ворот и поразили собравшихся  слепотой. Когда этим людям стало не до Лота, ангелы втащили Лота в дом.

После этого Лоту было возвещено о предстоящих событиях – о судьбе городов. Лоту нужно было возвестить своим родственникам о том, чтобы те покинули город вместе с ним до утра. Так как Лот был поселенец, то родственников у него не было, за исключением тех, которые названы зятьями. Скорее всего, они уже внесли подарки Лоту за его дочерей, чтобы вскоре, взять их в жены. Это можно охарактеризовать как сватовство. Дочери Лота были засватаны этими людьми. Речи Лота для них были смехотворными, они считали это бредом, а самого Лота могли счесть за фанатика.

Лоту трудно было покидать город – здесь был его дом, имение, хозяйства, прислуга. Ангелам пришлось насильно уводить Лота из города. Выведя его за город, они повелели ему покинуть эту местность и уйти жить в горы.  Лот же считал, что это далекий путь, а на пути его могут подстерегать опасности. Поэтому он попросил ангелов дозволения спастись в Цоаре.

Возможно, там жило несколько жителей – меньше десяти, со своим хозяйством. Поэтому, Лот своим поселением среди них, спас эту местность, так как там не было даже десяти человек вообще, не говоря уже о десяти праведниках.

Почему Лот решил спастись там? Город был близко, и Лот безопасно мог туда добраться. Жителей было мало и все друг друга знали.  Цоар – малый, маленький.

Гибель городов и жены Лота

Вайера (Бытие) 19:23-26

Есть современные доказательства, то эта местность и по сей день, усыпана не догоревшими остатками серы.

7 Седом, Амора и близлежащие города, которые, следуя их примеру, совершали сексуальные грехи и всевозможные извращения, лежат перед нашим взором как предупреждение о вечном огне, ожидающем тех, кто подлежит наказанию.

(Письмо от Йеhуды)

Хотя сера – это природный элемент земли, здесь она падала с неба  в виде огненного дождя. Во время горения сера плавится и прилипает ко всему, в том числе и к телу человека. Спастись от такого огня невозможно.

Почему нельзя было оглядываться Лоту и его семье? Жена Лота оглянулась и погибла. За что Всевышний поразил ее, ведь должна быть веская причина для этого?  Можно предположить, что оглядываться было нельзя по той причине, что покидание обжитого места, вызвало бы сожаление, чувство печали. Но такие чувства противоречили бы правосудию Всевышнего. Можно ли  свое имение и богатство, поставить выше правосудия Всевышнего? Потому и постигла жену Лота такая кара, что она не радела о правосудии Всевышнего, но была озабочена своим имением.

31 В день тот, если кто-нибудь будет на крыше, а вещи его останутся в доме, пусть не спускается, чтобы забрать их. А если кто-то будет в поле, пусть не оборачивается –

32 Помните о жене Лота!

(Бсура Това от Луки 17)

Авраам увидел казнь городов

Вайера (Бытие) 19:27-29

Авраам утром увидел дым в земле Седома и Аморы катастрофического размера. Скорее всего, таких пожарищ, он еще не видел в своей жизни. Но он надеялся, что ангелы спасли Лота.

Жизнь Лота и дочерей на горе

Вайера (Бытие) 19:30-38

Возможно, Лот не стал проживать в Цоаре, когда увидел, что произошло с городами – он был напуган и думал, что и этот город постигнет такая же судьба. Потому ушел из него жить в горную безлюдную местность, чтобы наверняка сохранить свою жизнь и не подвергать ее опасности за грехи людей.

Дочери Лота, скорее всего, были затронуты культурой Седома, потому они приняли противозаконный метод рождения потомства. У них отсутствовал страх перед преступлением, которое они тщательно спланировали и совершили. Идея этой гнусности пришла в голову старшей сестре, которая научила этому и младшую.

Откуда у Лота было вино? Лот жил там не один день и даже не один месяц, а всю свою оставшуюся жизнь. Он развел виноградники по своему обыкновению. Этим занимались все люди того времени. Виноград рос как дикое растение, Лот же насадил из него культурный виноградник и делал вино. Вино, как правило, разбавляли водой, и пили как утоляющий жажду напиток. Это основная цель виноградарства. Но так же его пили неразбавленным для веселия, в качестве болеутоляющего, при заключении договоров.

Дочерям коварно удалось уговорить отца пить вино, пока он не опьянел и не уснул. Лот был настолько пьян, что ничего не чувствовал и не знал о происходящем.

Хотя Лот и был праведником, от него произошли два народа, появившиеся беззаконным путем. Если бы Лот не поселился в землях Седома и Аморы, с ним таких тяжких последствий не произошло бы.

Авраам и Авимэлэх

Вайера (Бытие) 20:1-18

По каким-то причинам Авраам переселился в земли Пелиштимлян (Филистимлян). Возможно, последствия пожарища Седома и Аморы не позволяли пасти скот в той местности.

Существует толкование, что слово Авимэлэх – это не имя, а титул, как например Паро (Фараон).

Сара была не молода, у нее уже не могло быть детей, и возраст ее был около девяносто лет. Следовательно, царь земли Пелиштим, так же был уже в годах, раз ему приглянулась женщина в таком возрасте. Ну, и надо учесть, что хотя Сара была стара, она оставалась привлекательной. На непривлекательную, никто не позарится.

Поражение дома царского было в том, что все женщины не могли забеременеть. Царский род прекращал свое существование со смертью царя и его детей. Это было большим ударом для людей того времени, особенно царской династии.

Когда же царь возместил моральный ущерб Саре, Авраам помолился за Авимэлэха, и молитва сняла проклятие с дома царя.

Йцхак

Вайера (Бытие) 21:1-8

Прошел год с того времени, как ангелы посетили дом Авраам и сожгли города Седом и Амору. После тех событий Сара зачала и девять месяцев вынашивала ребенка. И вот пришло время сбыться словам Всевышнего, и Сара родила, и назвали сына Ицхак (Смех).

Сара засмеялась, когда услышала весть об этом год назад. Подобно этому же смеху, будут смеяться люди, которые узнают, что у глубоких стариков родился первенец.  Это смех недоумения – как такое возможно. Действительно, когда утроба мертва для зачатия, вдруг зачала. В 90 лет, Сара кормила грудью своего первого ребенка!

За что Сара решила изгнать Агар и ее сына?

… ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим …

Не бывает двое наследников, бывает только один. Сын Агар считал себя наследником, по той причине, что он у Авраама первенец. Так считала и Агар. Оставить их в доме, значило оставить надежду сделать Ишмаэйла первенцем. Сын рабыни станет наследником. Чтобы этого не произошло, его следует удалить от дома, чтобы он не считался частью семьи, как наследник.

Аврааму было велено послушаться Сару в этом случае. Некоторые считают, что муж должен слушаться жену и приводят в качестве примера это место. Но это было сказано лишь только по поводу изгнания Агар и ее сына. У Авраама было два сына, и обоих он любил. Сара не любила Ишмайэла, потому что он был не ее сын. Поэтому, она более трезво оценивала последствия оставления Ишмайла в доме, потому и настаивала удалить сына Агар из дома. Ее воля в этом случае совпадала с желаниями Йеhовы. Данное повиновение Авраама Саре – это не идти на поводу у своих плотских чувств по отношению к Ишмаэйлу, а думать о будущем своего семейного сына. Если признать Ишмайэла равноправным сыном Авраама, ему следует передать и наследство, потому что он родился первым. Но это было против воли Всевышнего – в Ицхаке будет тебе потомство.

Изгнание Агар и Ишмаэйла из дома Авраама

Вайера (Бытие) 21:9-14

Хотя сам Всевышний повелел отправить Агар и Ишмайэла из дома Авраама, Он не был против Агар и Ишмайла, потому что Ишмайэл был сыном Авраама. Если так можно выразиться современным языком: ничего личного, только избрание.

Спасение Агар и Ишмайэла Йеhовой

Вайера (Бытие) 21:15-21

Когда Агар заблудилась, Всевышний спас ее и сына. Это доказывает, что в изгнании Агар из дома Авраама, не было никакого преступления или злого умысла. Авраам вправе был отпустить свою рабыню на все четыре стороны, что он, собственно и сделал, даровав ей свободу, которой она лишилась еще в Египте.

Ишмаэйл женился на египтянке. Из этого следует, что в крови арабских народов, которые являются сынами Ишмаэйла, больше египетской крови, нежели еврейской. А египтяне – это потомки Мицраима, которого родил Кнаан. Кнаан родился от проклятого отцом Хама.

Союз между Авраамом и Авимэлэхом

Вайера (Бытие) 21:22-34

Авимэлэх видел, что Авраам – это не простой человек. Наказание и исцеление его дома, связанные с Авраамом, заставили его задуматься – кто такой Авраам. Он пришел к такому выводу, что Авраам – это князь Божий. Сила у того, с кем Бог. Иметь такого союзника, довольно выгодно. Потому он с военачальником своим приехал к Аврааму и заключил с ним союз – оказывать друг другу взаимопомощь.

Авраам заключил с Авимэлэхом союз на условии, что рабы его более не будут спорить о колодцах, которые построит Авраам. Пастухи Авимэлэха, пользуясь преимуществом хозяйского положения земли, забирали у пастухов Авраама колодцы, которые он выкопал для пойла скота, нагло считая, что это колодцы принадлежали всегда им.  Поэтому, Авраам подарил Авимэлэху семь овец отборных, чтобы они были свидетельством того, что колодец, рядом с которым живет Авраам – это колодец Авраама на века, хотя земля эта – земля плештимлян. Никто не имеет право из жителей земли этой, присвоить его себе.

Повеление Йеhовы об Ицхаке

Вайера (Бытие) 22:1-2

Почему Авраам послушался такого повеления, которое противоречило обетованию о многочисленном потомстве. Если в Ицхаке будет потомство, каким же образом это сбудется, если его нужно принести в жертву? Однако Авраам повиновался, надеясь, что Ицхак каким-то образом будет оживлен из мертвых.

17 Благодаря доверию [Элоhим], Авраам, подвергнувшись испытанию, принёс в жертву Йицхака. Он, получивший обещание, отдал своего единственного сына.

18 Он, кому было сказано: “… ибо в Ицхаке наречется род тебе”,

19 Так как пришёл к выводу, что Элоhим и мёртвых может оживлять! И, говоря образно, так он и получил его.

(Письмо в Йерушалайм 11)

Авраам отправился на гору Мориа

Вайера (Бытие) 22:3-8

Три дня пути и три дня раздумий между единственным сыном и Всевышним. Человек, который имеет детей, и которых он крепко любит, особенно если ребенок достался ему не легко, поймет, те чувства Авраама, которые тот испытывал.

Стать великим человеком в глазах Бога очень сложно. Без жертвенности это не возможно. Многие хотят быть великими перед Йеhовой, но таковые не осознают того, чего они хотят.

35 Подошли Я’аков и Йоханан, сыновья Завдая, и обратились к нему: “Раби, хотим, чтобы ты оказал нам услугу”.

36 Он сказал им: “Что вы хотите, чтобы я для вас сделал?”

37 Они отвечали: “Когда ты будешь в славе, позволь нам сесть рядом, одному справа, а другому слева от тебя”.

38 Но Йеhошуа сказал в ответ: “Вы не знаете, о чём просите! Можете ли пить чашу, которую я пью? или пройти испытания, которое я должен пройти?”

39 Они сказали ему: “Можем”. Йеhошуа ответил: “Чашу, которую я пью, вы будете пить; и испытание, которое я принимаю, примете.

40 Но не мне решать, кому сидеть справа и слева от меня. Это для тех, кому предназначено”.

41 Когда другие десять услышали об этом, они рассердились на Яакова и Йоханана.

(Бсура Това от Марка 10)

Говоря – усмотрит Себе агнца, возможно Авраам имел надежду на другой исход событий. По сути, он пророчествовал этими словами исход этого дела, но сам этого возможно не осознавал.

Спасение Ицхака

Вайера (Бытие) 22:9-14

… чтобы заколоть сына своего – буквально: перерезать горло, как ягненку.

Авраам назвал то место – Йеhова усмотрит. В народе сынов Израиля в последствии, когда писалась эта книга, бытовала фраза – на горе Йеhовы усмотрится. Гора Йеhовы — Синай. Следовательно, поговорка появилась после получения Торы.

Клятва Йеhовы

Вайера (Бытие) 22:15-18

Мною клянусь – этот текст хорошо комментирует посланник Шаул:

13 Ибо когда Элоhим давал обещание Аврааму, Он поклялся исполнить, что обещал; а поскольку Он не мог поклясться кем-либо более великим, нежели Он Сам, Он поклялся Самим Собою,

14 Сказав: “Мною клянусь”,

15 И потому, Авраам терпеливо ждал и увидел исполнение обещания.

16 Люди же клянутся тем, кто выше их самих, и подтверждение клятвой оканчивает всякий спор.

17 Поэтому Элоhим, желая ещё убедительней показать неизменность Своих намерений тем, кто должен был получить обещанное, дополнил обещание клятвой;

18 Чтобы мы, спасшиеся бегством и ухватившиеся за данную нам надежду, были твёрдо уверены в двух неизменных вещах, в которых Элоhим не мог солгать.

(Письмо в Йерушалайм 6)

Две неизменные вещи, в которых Всевышний не может солгать человеку (нарушить свое слово) – это обещание Его и клятва, которой Он закрепляет обещание.

Возвращение домой

Вайера (Бытие) 22:19

Пройдя это испытание, Авраам вернулся с Ицхаком в Беэйр-Шеву – землю Пелиштим, где был заключен договор с царем с Авимэлэхом.

Родственники Авраама

Вайера (Бытие) 22:20-24

После этих событий из земли Отца приехал к Аврааму вестник, который рассказал Аврааму о жизни брата Авраама – сколько у него родилось детей. Так же упомянута Ривка, будущая жена Ицхака. Когда Авраам узнал о том, что у его брата столько сыновей, то, скорее всего у него созрел план взять жену для своего сына Ицхака именно оттуда.

Admin

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru