2 глава от Матитйаhу (Матфея) – толкование

Октябрь 9, 2018
Комментариев к записи: 2

Астрологи

1 После того, как Йеhошуа родился в Бэйт-Лэхэме в земле Йеhуды во время царствования Ирода, в Йерушалэйм пришли Астрологи с востока

2 И спрашивали: “Где новорожденный Царь евреев? Ибо мы увидели его звезду на востоке и пришли поклониться ему”.

3 Когда это услышал царь Ирод, он встревожился, а с ним и все остальные жители Йерушалэйма.

4 Созвав всех руководящих в народе коhаним и учителей Торы, он спросил их: “Где должен родится Машиах?”

5 “В Бейт-Лехеме в Йеhуде – ответили они, – поскольку пророк написал:

6 ‘А ты, Бэйт-Лэхэм Эфрата, самый малый среди семей Йеhуды! Из тебя произойдет (для) Меня властелин в Исраэйле, и происхождение его – из древности, от дней давних’.

7 Ирод призвал Астрологов на уединенную встречу и расспросил их о точном времени появления звезды.

8 Затем он послал их в Бэйт-Лэхэм, напутствовав такими словами: “Разыщите ребенка, а когда найдете его, оповестите меня, чтобы и я мог пойти и поклониться ему”.

Новая звезда (1,2)

В данном отрывке главы, повествуется об Астрологах, которые пришли в Иудею к царю Ироду по поводу рождения великого царя.

В других переводах эти люди названы волхвы или маги. В данной редакции эти люди названы Астрологами.

Астроло́гия (др.-греч. ἀστρολογία[1] от ἀστήρ, ἄστρον «звезда» и λόγος «мысль, причина») — группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу) и, в частности, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.

(Вики)

Астрология – древнейшая наука, которая включала в себя Астрономию. Это не просто были люди, которые верили во что-то, но они изучали небо, у них были карты звездного неба и лунные календари. Потому и заметили эти люди звезду, которой не было еще на карте. Они считали, что появление новой видимой звезды – появление в этом мире, какой-то выдающейся личности. По их подсчетам, оказалось, что этот человек должен родиться в Иудее.

Наверняка были и другие звезды, которые были открыты этими учеными, но об этом ничего неизвестно. Появление же звезды, указывающей на рождение великого царя в Иудее, заставляет их оставить все, снарядить караван и отправиться в путь, чтобы почтить его.

Почему же они поехали в столь далекий край, чтобы почтить чужого царя? Наверняка, им было известно о правителе Иудее, который принесет человечеству бессмертие. Именно это могло быть причиной поведения Астрологов.

Встреча с Иродом (3)

Ирод не был иудеем. Он был идумеем – потомков Эйсава. Тора запрещает иноземцу быть царем над сынами Йаакова. Под покровительством Рима, Ирод оказался на престоле в Иудее. А так как он сидел на престоле не законно, потому что на престоле должны были сидеть потомки Давида, он и переживал за престол. Его преследовала мания потери престола. Из-за престола он погубил многих приближенных в том числе и сыновей. У иудеев даже была поговорка: Лучше быть сыном свиньи (поросенком), чем сыном Ирода. Почему? Потому что у сына свиньи больше шансов выжить, по крайней мере в Иудее, так как свинину никто не ест. Сыновьям же Ирода грозила смерть, по причине мании Ирода.

Почему весть о рождении еврейского царя, встревожила Ирода и князей? Ирод боялся потерять трон, князья же могли тревожиться по той же самой причине. Хотя они и были евреями, их можно было бы больше отнести к светским евреям, нежели к религиозным. Если бы они были религиозными евреями, они наверняка знали бы, где должно родиться Машиаху. Потому и были призваны толкователи Торы и священники, чтобы узнать у них достоверную информацию о месте рождения Машиаха.

Место рождения Машиаха (4-6)

Бэйт-Лэхэм Эфрата самый малый среди семей Йеhуды – не случайно, потому что Машиах родился в безлюдном месте, а не в царском дворце. Талмудическая литература так же поддерживает учение о рождении Машиаха в Бэйт-Лэхэме. Рождении Машиаха должно произойти для общества неприметным образом. Почему? Потому что после Вавилонского плена на престоле в Иудее из потомков Давида уже никто не восседал. Народ оставался без царя. Но самое худшее время пришло, когда на трон сел Ирод. Это прямое нарушение Торы. Народ не должен был этого допустить. Но т.к. Иудея была под Римом, ничего изменить было нельзя. Потому Машиах родился неприметным образом, в безлюдном месте, чтобы затем вернуться на престол и восстановить в Доме Давида, отца своего, скинию, которую Давид перенес к себе, которая в последствии была разрушена. Речь идет о потере престола. Потеря престола произошла перед переселением в Вавилон. Виновником были два человека – Маннасия и Иехония. Подробнее об этом можно прочитать в статье Проклятый царь Иехония.

…происхождение его – из древности, от дней давних – в христианском учении, и в некоторых мессианских общинах, принято считать, что Машиах – это прямой сын Бога. Нужно понимать, что Бог не человек и не рождает Себе подобных. Само слово происхождение, говорит о некоем появлении, не говоря уже о днях, которые указывают на определенный промежуток времени. Когда появились дни? Когда создавался Мир. Поэтому и происхождение Машиаха, от дней древних, т.е. первых. Посланник Йоханан пишет:

1 В начале было Слово, и Слово было у Элоhим, и Слово изрек Элоhим.

2 Оно было у Элоhим в начале.

3 Все существующее произошло через него (слово), и без него не существовало ничто из сотворенного.

(Бсура Това от Йоханана 1)

Для Всевышнего нет времени, а для человека слово Его вечно. Для сотворения Мира, оно было материализовано, чтобы из небытия создать видимый материальный мир. Первое слово, которое изрек Всевышний при сотворении Мира было:

3 И сказал Элоhим: “Да будет свет”. И стал свет.

Свет появился посредством слова и существует по сей день (институт света).

Далее Йоханан повествует:

14 Слово стало человеком и этот человек жил с нами, и мы видели его Шхину, как Шхину единственного сына у Отца, полного благодати и истины.

(Бсура Това от Йоханана 1)

Слово Бога не есть Бог, но Его слово, инструмент, с помощью которого была реализована воля Творца. Все что Он замыслил, реализовал посредством Своего слова. Результат был безупречным – Его слово удовлетворило Его замыслы:

32 И увидел Элоhим все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро – день шестой.

(Берейшит 1)

Замыслы Ирода (7-8)

Как раннее уже говорилось, Ирод был иудеем и сидел на престоле вопреки заповедям Торы. Если же в Иудее найдется законный наследник престола, что сделают иудеи с ним? Свергнут его и посадят на престол своего законного царя, наследника престола по линии отца Давида. Чтобы этого не произошло, Ирод решил с помощью Астрологов найти место проживания семьи младенца, чтобы убить его. Неужели Ирод не знал, что младенец находится в Бэйт-Лэхэме? Дело в том, что как раз он там и не находился, но об этом будет сказано позже.

Встреча с младенцем
9 Выслушав царя, они удалились, и звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не пришла и не остановилась над местом, где был ребенок.

10 Когда они увидели звезду, они возликовали от радости.

11 Войдя в дом, они увидели ребенка с матерью Мирйам, и пали ниц, и поклонились ему. Затем они открыли свои мешки и преподнесли ему в дар золото, ладан и мирру.

12 Во сне они были предупреждены не возвращаться к Ироду, и потому обратно в свою страну пошли другой дорогой.

Ориентир для поиска – Звезда (9,10)

…шла перед ними – не следует понимать буквально, как будто бы звезда шла туда куда идут и они. Нужно понимать, что звездное небо вращается вокруг полярной звезды. Наблюдая каждую ночь куда смещается звезда, Астрологи следовали в ту сторону.

Теперь нужно поговорить о том, куда вообще они шли. Традиционно принято считать, что Астрологи шли в Бэйт-Лэхэм. Это не верная точка зрения. От Йерушалэйма до Бэйт-Лэхэма всего несколько километров. Когда родился царь Иудейский, Астрологи отправились в путь. В то время Йосэйф и его семья действительно были в Бэйт-Лэхэме.  Но, чтобы дойти до Йерушалэйма, потребовались месяцы. Если бы Ирод знал, что младенец в Бэйт-Лэхэме, зачем бы он просил Астрологов узнать местонахождения младенца? Бэйт-Лэхэм маленькое селение, где можно было бы без труда отыскать семью Йосэйфа и младенца. Так же и для Астрологов это было бы не проблема. Однако, они пользуются ориентиром – наблюдают путь новой звезды. Для чего? Чтобы найти Бэйт-Лэхэм? Нет, они знали где он находится. Они искали другое селение, куда после Бэйт-Лэхэма переселился Йосэйф.

…остановилась над местом, где был ребенок – Астрологи в одну из ночей заметили, что звезда, на определенном промежутке времени,  перестала перемещаться. Из этого они поняли, что дошли до намеченной цели.

Когда они увидели звезду, они возликовали от радости  – Как выше уже говорилось, они видели в этом царе спасителя от врат смерти, потому, когда они определили, что дошли до намеченной цели, то, радовались. Радовались они тому, что нашли спасителя, который и им дарует бессмертие в свое время.

Долгожданное почтение царя Иудейского (11,12)

Войдя в дом – они вошли не в ясли, как это часто демонстрируют на картинах, где пастухи и волхвы вместе пришли к младенцу, нет, они вошли в дом. Не указано, в какой местности произошла эта встреча, но это было не в Бэйт-Лэхэме.

…открыли свои мешки – не говорится о том, что Астрологи были не одни, а они действительно должны были быть не одни, потому как люди они были богатые, соответственно с ними была прислуга. И открыли они не по одному мешку, а несколько мешков, преподнося дары в большом количестве. Традиционно принято считать, что там были небольшие подарки, как это рисуют на картинах и этим вкладывают в сознание людей неверную информацию. Проделать путь длинною в два года и подарить скромный подарок, будет просто нецелесообразно. Поэтому, дары были и дорогими и в большом количестве.

золото, ладан и мирру – дары, которые обычно преподносят царям. Это были дорогостоящие подарки.

Во сне они были предупреждены – это было откровение от Всевышнего и они это уразумели и повиновались откровению.

Бегство в Египет

13 По их отбытии ангел Йеhовы явился во сне Йосэйфу и сказал: “Встань, возьми ребенка и мать его и беги в Египет, и оставайся там до тех пор, пока я не скажу тебе. Потому что Ирод намеревается искать ребенка, чтобы убить его”.

14 Итак он встал, взял ребенка и мать и отправился ночью в Египет,

15 где и оставался до тех пор, пока не умер Ирод. Это случилось, чтобы исполнилось сказанное Йеhовой через пророка: “Когда Исраэйл был ребенком, Я полюбил его и позвал Я из Египта сына Моего”.

…взял ребенка и мать и отправился ночью в Египет – покинул не Бэйт-Лэхэм, а покинул Иудею вообще, в целях безопасности.

…чтобы исполнилось сказанное Йеhовой через пророка – какое отношение имеет фраза пророка Ошэйи к Машиаху, если она была сказана об Исраэйле, где Йеhова называет его Своим сыном? Все верно, говоря об Исраэйле, Йеhова говорит это и о Машиахе, потому что Машиах является сыном Давида, т.е. членом общины. Говоря об Исраэйле, пророк говорит и о Машиахе. Но так как в то время Машиаха не было с общиной, когда народ уходил из Египта, то подразумевается, что Машиах вышел из Египта последним – т.е. в настоящее время, когда умер Ирод.

Ярость Ирода

16 Между тем, когда Ирод понял, что Астрологи обманули его, он разгневался и приказал убить в Бэйт-Лэхэме и его округе всех мальчиков от двух лет и ниже, высчитав с того времени, когда к нему приходили Астрологи.

17 Таким образом исполнились слова, произнесенные через пророка Йирмейа:

18 ‘Так сказал Йеhова: слышится голос в Раме, вопль (и) горькое рыдание: Рахэйль оплакивает сыновей своих; не хочет она утешиться из-за детей своих, ибо не стало их’.

высчитав с того времени, когда к нему приходили Астрологи – исходя из этого текста, путешествие Астрологов было долгим, более года в один конец.

Почему Ирод решил напасть именно на Бэйт-Лэхэм? Потому что другой информации о местонахождении царя Иудеев, у него не было. Он мог посчитать, что Бэйт-Лэхэм – это родной город младенца, где родители его жили всегда и живут по сей день.

…исполнились слова, произнесенные через пророка Йирмейа – какое отношение имеют слова пророка сказанные о десяти коленах, погибших от руки ассирийцев и угнанных в Ассирию, к истреблению младенцев в Бэйт-Лэхэме? Рама находится близ Бэйт-Лэхэма. Там и могила Рахэйли. Поэтому, здесь пророчество применяется в виде пословицы, которую возможно часто использовали в этой местности, когда на народ находило какое-то смертельное бедствие с жертвами людей. Потому и Матитйаhу использует пророчество о том, что и здесь Рахэйль плачет о своих детях, которых не стало.

Возвращение в Эрец-Исраэйл

19 После смерти Ирода ангел Йеhовы явился во сне Йосэйфу в Египте

20 И сказал: “Встань, возьми ребенка и его мать и иди в Эрец-Исраэйл, так как мертвы желавшие убить ребенка”.

21 Итак, он встал, взял ребенка и мать и пошел назад в Эрец-Исраэйл.

22 Но когда он услышал, что царем Йеhуды стал Архелай, сын Ирода, он, испугавшись, не пошел туда. Получив предупреждение во сне, он удалился в Галиль

23 И поселился в городе под названием Нацерет, чтобы исполнилось сказанное пророками о том, что он будет назван Нецерит.

чтобы исполнилось сказанное пророками о том, что он будет назван Нецерит – Существует точка зрения, что данное высказывание, указывает на то, что Машиах будет жителем Нацерета. Однако в пророчествах нигде об такой точности не указано. Есть другая версия объяснения этому высказыванию, где слово Нецерит означает слово, близкое к Отрасль (отросток).

Согласно одной из теорий, название «Нацрат» происходит от еврейского существительного ‏נֵצֶר‏‎ — нецер, означающего ветвь[16]. ‏נֵצֶר‏‎ не является общепринятым еврейским словом для обозначения ветви, но оно понималось как мессианский титул, основанный на словах пророка Исайи.

(Вики)

Пророк Йешайа провозглашает о рождении Машиаха от рода Йишая, отца Давида:

1 И выйдет отросток из ствола Йишая, и даст плоды побег, (что) от корней его.

2 И снизойдет на него дух Йеhовы, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и боязни Йеhовы.

3 И исполнит Он его духом боязни Йеhовы: и не по взгляду глаз своих будет он судить, и не по слуху ушей своих будет он решать дела,

4 Но будет по правде судить он бедных и решать справедливо дела кротких людей страны; и бить будет он страну бичом речей своих, и духом уст своих умертвит нечестивого.

5 И справедливость будет препоясаньем чресл его, и честность – поясом на бедрах его.

6 И волк будет жить (рядом) с агнцем, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол (будут) вместе; и маленький мальчик (будет) водить их.

(Йешайа 11)

По этой причине, Матитйаhу говорит что пророк называл его Нецерит – побег, молодая ветвь и тп. Почему вообще Машиах назван отростком, побегом? Потому что престол Давида пал, и как был как старый безжизненный пень. И вот из этого безжизненного пня, выходит молодой побег, от которого вырастет новое могучее дерево.

2 И взошел он, как росток, и, как корень, (пророс) из почвы сухой, ни виду в нем, ни красоты, и видели мы его, но не (таков был) образ его чтобы прельститься им.

(Йешайа 53)

Admin

,

2 Коментариев к статье “2 глава от Матитйаhу (Матфея) – толкование”

  1. Vlad:

    А как же Ев.от Луки 2 глава-там нет египта:
    1 Было же в дни те: вышел указ от кесаря Августа о переписи всей вселенной
    2 Это была первая перепись в правление Квириния Сирией.
    3 И шли все записываться, каждый в свой город.
    4 И пошел также Иосиф из Галилеи из города Назарета в Иудею в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что был он из дома и рода Давидова,
    5 записаться с Мариам, обрученною ему, которая была беременна.
    6 Было же: пока они находились там, исполнились дни, когда Она должна была родить,
    7 и родила Она Сына Своего первенца
    21 И когда исполнилось восемь дней, чтобы обрезать Его, тогда и наречено было имя Ему: Иисус, данное ангелом прежде зачатия Его во чреве.
    22 И когда исполнились дни очищения их по Закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы поставить пред Господом,
    23 как написано в Законе Господнем: “Всякое существо мужеского пола, разверзающее материнскую утробу, да будет посвящено Господу”,
    24 и чтобы принести жертву по сказанному в Законе Господнем: пару горлиц или двух птенцов голубиных.
    39 И когда они совершили всё положенное по Закону Господню, то возвратились в Галилею в город свой Назарет.
    40 Дитя же росло и укреплялось, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
    41 И ходили родители Его каждый год в Иерусалим на праздник Пасхи.

    Если можете-поясните.

    1. Admin:

      У Луки нет противоречий в этом плане. Наоборот, доказывается, что астрологи пришли не в Вифлием, как это принято считать, а пришли в дом Йосэйфа. То, что Лука умалчивает об переселении в Египет в возрасте Йеhошуа 2-х лет, это не отменяет события записанное у Матитйаhу. Нет повода отменять бегство Йоcэйфа в Египет. Возможно Лука это не включил в свое повествование, а возможно этот фрагмент был утерян или исключен переписчиками.

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru