5 глава от Матитйаhу (Матфея) – толкование

18 октября, 2018
Комментариев к записи: 0

Проповедь на холме (Нагорная проповедь)

1 Видя множество народа, Йеhошуа взошел на холм. После того, как он сел, к нему подошли его талмидим

2 и он начал говорить. Вот чему он учил их:

Большинство считают, что в этой проповеди Йеhошуа озвучил новые законы, законы, Нового Завета. Однако, это не верно. Проповедь, не является законодательством. Проповедь основывается на уже существующем учении, законодательстве. Проповедь призывает исправить свои пути и вернуться к Закону Законодателя.

Проповедь – пропаганда религ. идеологии в форме публичной речи, сообщающей важнейшие положения вероучения и побуждающей к соответствующему поведению.

Это не законодательство, а нравственное поучение на базе уже существующего законодательства.

Благословенные люди (3-12)

3 «Благословенны нищие духом! Потому что им принадлежит Царство Небес».

4 «Благословенны скорбящие! Потому что они будут утешены».

5 «Благословенны кроткие! Потому что они унаследуют Страну».

6 «Благословенны жаждущие праведности и желающие насытиться ею! Потому что они утолят и жажду и голод».

7 «Благословенны проявляющие милость! Потому что милость будет проявлена к ним».

8 «Благословенны чистые сердцем! Потому что они узрят Йеhову».

9 «Благословенны творящие мир! Потому что они будут названы детьми Элоhим».

10 «Благословенны преследуемые за стремление к праведности! Потому что им принадлежит Царство Небес».

11 «Благословенны вы, когда люди оскорбляют вас, и преследуют вас, и всячески злобно лгут о вас из-за того, что вы следуете за мной!

12 Веселитесь, радуйтесь, так как велика ваша награда на небесах: они так же гнали и пророков, бывших до вас».

Благословение – благо, дарованное Всевышним для жизни человека. Это в первую очередь духовное благо, когда человек доволен судьбой и благодарен Всевышнему. Аналогично и с материальной и финансовым благословением. Поэтому, Йеhошуа называя определенных людей благословенными, подразумевает в первую очередь их духовную удовлетворенность.

Нищий духом – человек, который считает себя подобно Аврааму, прахом и пеплом перед Всевышним (Берейшит 18-27). Богатый духом – гордец, надменный человек.

Скорбящие люди бывают разными – причины разные, по которым они скорбят. В данном стихе речь идет о скорбящих из-за заповедей Торы, которые они соблюдают и за это страдают. Например, они не могут украсть, даже если дома нечего есть и тд. и тп.

Кроткие — отличающийся незлобием, незлобиво-покорные, смиренные. Сам Йеhошуа был кротким, о чем говорил он сам:

29 Примите на себя мое иго и учитесь у меня, потому что я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душе своей.

(Бсура Това от Матитйаhу 11)

Жаждущие праведности – желающие жить строго в соответствии с заповедями Торы. Праведность человека определяется его делами, которые строятся на верных мотивах. Неверный мотив – показная праведность, верный мотив – подлинная праведность, когда человек верит в обетования Всевышнего и исполняет заповеди Его послушно, зная, что это угодно Ему и Он воздаст за это наградой – жизнью вечной.

27 «Смотри, я предлагаю вам ныне благословение и проклятие:

28 Благословение — если послушаете заповедей Йеhовы, Элоhим вашего, которые я заповедую вам сегодня,

29 А проклятие — если не послушаете заповедей Йеhовы, Элоhим вашего, и совратитесь с пути, который Я заповедую вам сегодня, и пойдете за элоhим иными, которых вы не знаете.

(Деварим 11)

Человек верующий, осознает важность этих слов и стремится к праведному образу жизни, чтобы получить благословение и в этой жизни и в будущей. Нечестивый же не верит в эти слова и живет по своим похотям.

Проявляющие милость – милость, это доброе, человеколюбивое отношение к тем, кто даже может и не заслуживать такого отношения. Милость – одна из составных Торы. Йеhошуа обличал перушим, за то, что они своей показной набожностью, искоренили в учении Всевышнего главные составляющие Торы:

23 Горе вам, лицемерные учителя Торы и перушим. Вы платите десятину с мяты, укропа и тмина; но оставили без внимания важнейшие вопросы Торы: правосудие, милосердие, веру.

24 Именно этому вам следовало уделять внимание, и именно это следует хранить!

(Бсура Това от Матитйаhу 23)

Чистые сердцем – сердце человека порочно, но для того и дана Тора, чтобы человек посредством ее узнал, что есть грех и в страхе перед Йеhовой мог хранить свое сердце от беззакония, соблюдая заповеди.

Творящие мир – буквально, созидающий его, там где он рушится. Мир основывается на любви. Весь мир был создан гармоничным, потому как был создан Любовью, тк. Йеhова есть любовь. Тора несет любовь. Тора- это любовь к Йеhове и любовь к ближнему, посредством соблюдения ее заповедей. Мир не возможно сохранять, созидать, каким-то другим путем, как только посредством соблюдения Торы. Нарушение Торы влечет за собой разрыв отношений со Всевышним и с ближним. Нарушение Адамом заповеди, привело все творение к катастрофе.

Преследуемые за стремление к праведности – праведность достигается посредством соблюдения заповедей Торы. Другой праведности в этом мире не существует. Не следует путать два разных понятия – искупление и праведность. Левитское Священство подразделялось на искупление и праведность. Искупление совершалось ежегодно в день Йом Кипур. Это искупление ежегодно напоминало человеку о том, что он под проклятием смерти. Однако, даже в таком положении, человек должен был жить праведно – соблюдать заповеди Торы, чтобы получить благословение в этой жизни и в вечной. Когда же пришел Машиах со своим совершенным Священством, он искупил нас от проклятия смерти, однако, он не освободил нас от соблюдения заповедей, которыми определяется наша праведность.

Поэтому, преследуемые за стремление к праведности – это люди, которых преследуют за соблюдение заповедей Торы. За это был обезглавлен Йоханан Погружающий, так же многие святые были убиты руками беззаконников, за соблюдение Торы. В Христианстве, на протяжении вековой истории, было много казнено и замучено людей, желающих соблюдать заповеди Торы. Их обвиняли в ереси.

11,12. Какая взаимосвязь между теми, кто следовал в то время за Йеhошуа и между пророками, которые были до него и не знали его? Общее – гонение. Пророков гнали за правду. Учеников же Йеhошуа, преследовали за то, что они считали его Машиахом Йсраэйла. Это правда, которая была обещана Всевышним через пророков.

1 От: Шаула, раба Йеhошуа hа-Машиаха, посланника по призванию и отделению для Йеhовы к распространению Бсура Товы.

2 Йеhова обещал эту Бсура Тову заранее, через Своих пророков в Танахе.

3 В ней идет речь о Его сыне – он является обещанным потомком Давида.

4 Он открылся духовным сыном Элоhим, посредством силы, оживившей его из мертвых; он – Йеhошуа hа-Машиах, наш адон.

5 Через него мы нашли благосклонность у Йеhовы и получили труд посланников от его имени, чтобы распространять среди язычников послушание, основывающееся на доверии к Йеhове,

6 В том числе и среди вас, призванных Йеhошуа hа-Машиахом.

(Письмо в Рим1)

Вы – соль для Страны (13-16)

13 «Вы – соль для Страны. Но если соль станет безвкусной, как можно вновь сделать ее соленой? Она уже ни на что не годна, остается лишь выбросить ее вон под ноги людям.

14 Вы свет для мира. Нельзя спрятать город, построенный на вершине холма.

15 Подобным образом, когда зажигают светильник, то его не накрывают чашей, а ставят на подставку, чтобы он светил всем в доме.

16 Точно так же пусть светит ваш свет людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Отца на небесах».

13. Людей, искренне соблюдающих Тору и любящих Йеhову, Йеhошуа называет Солью Страны. Соль, предотвращает порчу, разложение. В древние времена не было холодильников, поэтому мясо просаливали, чтобы оно могло как соленая рыба, храниться долго. Затем вымачивали и готовили. Люди соблюдающие Тору сохраняют страну от разложения. Исраэйл сохранился благодаря остатку, который был избран по милости Йеhовы через веру в Машиаха.

9 Если бы Йеhова Ц-ваот не оставил нам малого остатка, то стали бы мы тем же, чем Седом, уподобились бы Аморе.

(Йешайа 1)

Посланник Шаул комментирует слова Йешайи:

27 Но Йешайа, обращаясь к Исраэйлу, взывает: ‘Ибо, если бы был народ твой, Йисраэйль, как песок морской, (лишь) остаток его обратится: истребление решено и исполнено справедливости;

28 Ибо Йеhова, Элоhим Ц-ваот, совершает предрешенное истребление во всей стране’.

29 Кроме того, как ранее сказал Йешайа: ‘Если бы Йеhова Ц-ваот не оставил нам малого остатка, то стали бы мы тем же, чем Седом, уподобились бы Аморе’.

30 Итак, что же скажем? Вот что: гоим, хотя и не стремились к праведности, обрели праведность; но в основе этой праведности – доверие Элоhим!

31 Тогда как народ Исраэйла, хотя и продолжал искать праведность в Торе, так и не достиг того, что предлагает ему Тора.

(Письмо в Рим 9)

14-16. Дела праведников – это соблюдение учения Торы. Тора призывает любить Йеhову всем своим разумением, любить самого себя и ближнего, как самого себя. Эти дела Йеhошуа называет светом, который светит в стране для ее жителей. Праведник не ведет тайный праведный образ жизни. Его дела должны быть видимым примером для других, иначе кто же поверит что он праведник? Только видимые дела, демонстрируют окружающим, праведность или грешность человека. Как не прячут зажженную свечу, так не прячут добрых дел, основанных на Торе. Эти добрые дела народ должен видеть и осознавать, что это дела, основанные на Торе Всевышнего. Потому, понимая это, люди будут воздавать славу Отцу небесному:

5 Смотри, учил я вас уставам и законам, как повелел мне Йеhова, Элоhим мой, дабы так поступать (вам) в стране, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.

6 Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: ‘Как мудр и разумен народ, этот великий народ!’

7 Разве знаем мы другой такой народ великий, к которому элоhим были бы столь близки, как Йеhова, Элоhим наш, при всяком взывании нашем к Нему?

8 И кто такой народ великий, у которого уставы и законы справедливы, как все это учение, которое я даю вам сегодня?

(Деварим 4)

Первая община Машиаха пребывала в любви и уважении у народа. За какие заслуги? За то, что они соблюдали Тору искренне, с открытым сердцем.

42 Они постоянно находились в учении посланников, в общении, преломлении хлеба и в молитвах.

43 Все были исполнены благоговения, и множество чудес и знамений было совершено посланниками.

44 Все верящие Йеhошуа находились вместе, и все у них было общее;

45 Они даже продавали свои имения и имущество и раздавали вырученные деньги всем нуждающимся.

46 Каждый день они неизменно и единодушно встречались во дворе Храма и преломляя хлеб по домам, принимали пищу в радости и простоте сердца,

47 Хваля Элоhим и пользуясь уважением у всего народа.. И день за днем Йеhова продолжал присоединять к ним спасенных.

(Деятельность посланников 2)

Не нарушить, но исполнить (17-20)

17 «Не думайте, что я пришел отменить Тору или Пророков. Я пришел не отменить, но исполнить.

18 Да, именно! Говорю вам, что до тех пор, пока не исчезнут небеса и земля, даже йуд или черта не исчезнут из Торы, пока не произойдет все то, что должно произойти.

19 Итак, всякий, кто не послушается наименьшей из этих мицвот и научит других поступать так же, будет назван наименьшим в Царстве Небес. А всякий, кто исполняет их и учит тому же, будет назван великим в Царстве Небес.

20 Ибо говорю вам, что если ваша праведность не превзойдет праведности учителей Торы и перушим, вы никоим образом не войдете в Царство Небес!»

…отменить Тору или Пророков – отменить заповеди Торы и отвергнуть предсказания пророков.

…даже йуд или черта не исчезнут из Торы – речь идет о заповедях, которыми определяется праведность человека. Нужно понимать, что Левитское освещение не входит в это понимание. Оно было упразднено с приходом нового священства Машиаха, которое неизмеримо превосходней, т.к. снимает проклятие смерти. Речь идет о заповедях праведности. Если написано: почитай отца и мать, то эта заповедь будет неизменно существовать до тех пор, пока существует небо и земля.

19. О каких мицвот (заповедях) идет речь? Нужно рассматривать этот стих в контексте со следующим – учителя Торы и перушим делают мицвот (добрые дела на показ), а у вас должен быть другой мотив, тот который заложен Законодателем: люби ближнего как самого себя. Кто неверно учит соблюдать мицвот о любви к ближнему, тот будет назван наименьшим в Царстве Небес; а кто научит соблюдать мицвот о любви к ближнему в истинном понимании и с верными мотивами, тот будет назван великим в Царстве Небес. Ниже, с 21 стиха и до конца 8 главы, Йеhошуа начинает изъяснять как следует правильно соблюдать эти мицвот, чтобы правильно научить этому других и оказаться в Царстве Несном великим.

если ваша праведность не превзойдет праведности учителей Торы и перушим – эти люди делали все напоказ, и потому их добрые дела делались не из-за сострадания к людям нуждающимся, а для того, чтобы продемонстрировать свою праведность перед окружающими. Однако, они все же давали людям материальную и финансовую помощь, хотя мотивы их были эгоистичными. Люди получали реальную помощь от них. Поэтому, верить в Йеhошуа, но при этом не соблюдать учение Торы – это бесовская вера, потому как и бесы верят, однако добрых дел делать не могут. Кроме того, что перушим и учителя Торы делали все напоказ, они внесли в заповеди Торы иной смыл, другими словами они исказили смысл заповедей Торы своим неверным пониманием и толкованием.

Как в начале говорилось, проповедь – это не законодательство, а призыв к исполнению законодательства. Именно это следует увидеть в нравоучении Йеhошуа, которое он основывает на соблюдении заповедей Торы. Некоторые учат, что Йеhошуа принес новое учение и изложил его в Нагорной проповеди, игнорируя Тору, как Ветхий Завет. Это не верно.  Его нравоучение нужно рассматривать не как отклонение от заповедей Торы, но наоборот, как более правильное и более строгое их соблюдение. Слушая это нравоучение, никому и в голову не пришло, что он отвращает их от Торы. Наоборот, они были поражены глубокими мыслями нравоучения – как следует правильно соблюдать Тору.

Не убивай(21-26)

21 «Вы слышали, что нашим отцам было сказано: ‘Не убивай’, и что всякий убивающий будет осужден.

22 А я говорю вам, что всякий, таящий злобу на своего брата, будет осужден; всякий, называющий своего брата: ‘Никчемный человек’ будет судим Сангедрином; всякий, говорящий: ‘Глупец!’, навлекает на себя наказание огнем Гей-Гинома!

23 Итак, если ты приносишь дар на жертвенник Храма и вспоминаешь, что твой брат имеет что-либо против тебя,

24 Оставь дар твой прямо возле жертвенника и пойди примирись с братом. Затем приходи и приноси в жертву свой дар.

25 Если кто-то подал на тебя в суд, торопись прийти к согласию с ним, пока вы еще на пути в суд; иначе он может передать тебя судье, а судья – служащим суда, и будешь брошен в темницу!

26 Именно так! Говорю тебе, не выберешься оттуда, пока не выплатишь все, до последнего гроша».

Даная заповедь относится исключительно к обществу Исраэйла – взаимоотношения между людьми. Поэтому, всякий, кто делался умышленно убийцей ближнего, должен быть казнен. Проводилось расследование, показания свидетелей: какие отношения были у убийцы с убитым. Если было доказано, что убийство основывается не ненависти, вражде, преступника казнили.

Что говорит об этой заповеди Йеhошуа? Он говорит, что преступление против ближнего достойного наказания, начинается с сердечных помышлений – таящий злобу на своего брата. Помышления сердца могут быть скрыты от людей, но доступны для суда Всевышнего. Но, как говорят: шила в мешке не утаишь, так и ненависть к ближнему скрыть не удастся – где-то, когда-то это откроется в поведении и словах.

Никчемный человек – за оскорбления человек должен ответить перед Сангедрином. Человека во времена Римской оккупации, могли побить палками за нанесение публичного оскорбления брату.

говорящий: ‘Глупец!’, навлекает на себя наказание огнем Гей-Гинома – наказание муками вечного огня. В некоторых вероучениях считается, что вечных мук не существует. Однако, это противоречит учению об оживлении из мертвых грешников. Грешников Всевышний оживит не для того, чтобы снова их умертвить навсегда, а для того, чтобы они страдали вечно.

23-26. Мир в сердце, мир со всевышним и с ближним важнее всего, и никакая жертва приносимая на жертвеннике не сравнима с этим. Если нет мира, жертва не решит проблемы. Восстанови мир – это важнейшее в учении, а не жертвы, приносимые с оскверненным враждой сердцем.

Что же хотел сказать Йеhошуа об этой заповеди? Что преступление, против ближнего начинается с сердца, затем проявляется в поведении и в словах. Последняя стадия ненависти – убийство. Ни о каких реформах этой заповеди здесь нет речи. Йеhошуа доносит до сознания людей, что их беспричинная ненависть к ближнему – это уже преступление, подобное убийству.

Судя по контексту, перушим и учителя Торы, учили превратному: жертва – это главное, а мир – это второстепенное.

Не прелюбодействуй (27-30)

27 «Вы слышали, что нашим отцам было сказано: «Не прелюбодействуй».

28 А я говорю вам, что мужчина, который смотрит на женщину, разжигаясь похотью к ней, уже совершил с ней прелюбодеяние в своем сердце.

29 Если твой правый глаз заставляет тебя грешить, вырви его и брось от себя! Лучше потерять тебе один член тела, чем всему телу быть брошенному в Гей-Гином.

30 И если твоя правая рука заставляет тебя грешить, отсеки ее и брось от себя! Лучше тебе потерять один член тела, чем всему телу быть брошенному в Гей-Гином».

Эту заповедь Йеhошуа так же раскрывает глубже, где преступление уже совершено в сердце мужчины или женщины в сексуальных фантазиях. Опять же никакой реформы, но более глубокое понимание преступления прелюбодеяния.

29, 30. Здесь приведена некая аллегория, которая демонстрирует противостояние против соблазна:

Если твой правый глаз заставляет тебя грешить – лучшестать слепым, и войти в Царство Небес, чем зрячим со здоровым зрением быть мучим вечным огнем.

И если твоя правая рука заставляет тебя грешить – лучше без руки войти в Царство Небес, чем со здоровым телом быть мучим вечным огнем.

В обоих случаях Йеhошуа намекает на то, что человек должен умертвить все, что побуждает его к греху и отречься от всего, что способствует вовлечению в этот грех. Если парень работает, к примеру, в женском коллективе, где много соблазнов, где он не воздерживается, то лучше остаться без работы, но быть  с чистым сердцем, чем получать хорошую зарплату и при этом постоянно очернять сердце помыслами и фантазиями греховными, трогать женщин руками и тд.

О Разводе (31,32)

31 «Сказано: ‘Если кто возьмет жену и станет ее мужем, если он нашел в ней что-нибудь постыдное, он напишет ей разводное письмо (гет), даст ей в руку, и отпустит ее из дома своего’.

32 Но я говорю вам, что всякий, разводящийся с женой, без уважительной причины, должен знать, что он вынуждает ее к соблазну; а всякий, взявший отпущенную (с гет) в жены, принуждает ее изменить первому мужу».

Тора не запрещает давать разводное письмо жене, если она оказалась например, бесплодна, а уж тем более, если она скрывала это, или если у нее дурное поведение, которым она бесчестит мужа. В других переводах, говорится, что разводное письмо дается только по вине прелюбодеяния. Это серьезное заблуждение, потому что за вину прелюбодеяния не давали разводное письмо, а казнили вместе с прелюбодеем.

22 ‘Если найден будет кто лежащим с женою замужнею, то да умрут они оба — человек, лежавший с этою женщиною, и женщина эта. Так истребишь ты зло в Исраэйле’.

(Деварим 22)

Ни о каком разводном письме не может быть и речи. Разводное письмо давалось за обман бесплодия, за дурное поведение и тд.

Что хотел сказать Йеhошуа в этом наставлении? Чтобы мужья, поступали со своими женами благоразумно, а не по прихоти. Прихоть — это учение вопреки любви к ближнему. Бывали случаи, когда муж необдуманно, по наущению друзей давал разводное письмо, и отправлял жену из дома (дети оставались при муже). Проходило время, он осознавал что поступил глупо, однако, за это время, его бывшая жена кому-то приглянулась, и тот взял ее в жены. Но, она по прежнему в сердце любила первого мужа. Замуж же, вышла за второго, по безысходности. А теперь первый муж не может ее вернуть к себе, потому что она уже совершила против него измену, выйдя за другого. Поэтому, чтобы таких трагедий не происходило, муж должен осознавать, что давая разводное письмо, он может больше никогда не вернуть свою жену в дом. Человек должен поступать не по прихоти, а по благоразумию, руководствуясь чувствами человеколюбия. Разводное письмо – крайняя мера, которая должна быть оправданным деяниям.

О клятве (33-37)

33 «И еще, вы слышали, что было сказано нашим отцам: ‘не клянитесь именем Моим во лжи’, и ‘не должен нарушать слова своего’.

34 Поэтому, и я говорю вам, не клянитесь ‘небом’, потому что оно престол Элоhим;

35 Не клянитесь ‘землей’, потому что она опора для ног его; и не клянитесь ‘Йерушалэймом’, потому что он город Великого Царя.

36 И не клянись своею головою, потому что не можешь ни единого волоса сделать черным или белым.

37 Но пусть твое ‘Да’ будет только ‘Да’, а твое ‘Нет’ будет только ‘Нет’; все, что сверх этого, коренится в лукавстве».

К чему здесь призывает Йеhошуа? Он призывает не использовать имя Всевышнего для ложных клятв, как это практиковали перушим, а так же, исполнять свои обеты. Перушим и учителя Торы, придумали систему ложных клятв, которая освобождала человека от ответственности:

16 Горе вам, слепые вожди! Вы говорите: ‘Если кто-либо поклянется Храмом, он не связан клятвой; но если поклянется золотом Храма, то связан’.

17 Слепые глупцы! Что важнее? Золото? Или Храм, который освящает золото?

18 Также говорите: ‘Если кто-то клянется жертвенником, он не связан клятвой; но если поклянется приношением на этом жертвеннике, то связан’.

19 Слепцы! Что важнее? жертва? или жертвенник, который освящает жертву?

20 Поэтому тот, кто клянется жертвенником, клянется им и всем, что находится на нем.

21 А тот, кто клянется Храмом, клянется им и Живущим в нем.

22 Тот же, кто клянется небесами, клянется престолом Элоhим и Сидящим на нем.

(Матитйаhу 23)

Поэтому, Йеhошуа учил, что тем, чем клянутся эти люди, непосредственно ведет к тому, что они клянутся Сидящим на престоле – Йеhовой. Потому, они в своем лукавстве проклинают имя Всевышнего. Вы же так не должны делать.

34,35. Люди были научены перушим и учителями Торы, клясться тем, на что Тора не указывала – небом, землю, Йерушалэймом. В Торе нет таких указаний, чтобы клясться небом, землей и Йерушалэймом. Но перушим и учителя Торы постановили, что этим клясться можно, чтобы избежать ответственности и не проклясть имя Всевышнего. Но, Йеhошуа разъясняет: помните, что клянясь этим, вы клянетесь Сидящим на престоле.

не клянись своею головою – люди были научены клясться, типа, голову даю на отсечение если я не сделаю того-то или не исполню этого. Тора не призывает к совершению подобных клятв, потому что человек не властен на обстоятельствами. По сути, если обстоятельства не позволили выполнить обещание, то человека должны казнить по его слову. Поэтому Йеhошуа учит: не можешь ни единого волоса сделать черным или белым. Это нужно понимать и осознавать.

37. Тора призывает в отношении клятвы именем Всевышнего:

12 «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.

13 И не клянитесь именем Моим во лжи: бесчестишь ты имя Элоhим твоего; Я Йеhова.

(Ваикра19)

Относительно обетов Моше учит:

4 ‘Если кто даст обет Йеhове, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего. Все как вышло из уст его, должен он сделать’.

(Бемидбар 30)

К чему был приучен вождями, народ? Клясться безответственно, чтобы извлечь выгоду. Вожди практиковали это сами, за что их обличал Йеhошуа, и обучали этому народ. Например, нанимающий наемника, мог поклясться, что к вечеру  он заплатит за работу, говоря это для того, чтобы завлечь наемника к себе на работу. Вечером же, он мог придумать оправдание, что пока, мол, заплатить не могу, приходи завтра, поработаешь еще день и тогда я тебе заплачу за два дня. Человек лукавил используя клятву.

Чему учит Йеhошуа? Если твои уста произнесли Да – должно быть только Да. Если твои уста произнесли Нет – должны быть только Нет. Ложные клятвы и обещания коренятся в лукавом сердце.

Глаз за глаз и зуб за зуб (38-42)

38 «Вы слышали, что нашим отцам было сказано: ‘Глаз за глаз и зуб за зуб’.

39 Поэтому, я говорю вам, не вставайте против тех, кто обижает вас. Наоборот, если кто-либо бьет тебя по правой щеке, позволь ему ударить тебя и по левой!

40 Если кто-либо хочет отсудить у тебя рубашку, будь готов отдать ему и верхнюю одежду!

41 И если принуждает тебя кто пройти две тысячи шагов, будь готов идти и четыре!

42 Если кто-то требует у тебя что-нибудь безвозвратно, дай ему это; и если кто-то хочет взять у тебя в долг, будь готов к тому, что тебе его не вернут».

Данное поучение, как и все другие в этой проповеди, следует рассматривать исключительно в рамках Исраэйла, потому как Тора дана была только сынам Исраэйла, для того, чтобы они строили правильные взаимоотношения с Йеhовой и с друг другом.

Чтобы не уклониться в неверное понимание этого поучения, нужно обратиться еще раз к началу, а именно к фразе:

19 Итак, всякий, кто не послушается наименьшей из этих мицвот и научит других поступать так же, будет назван наименьшим в Царстве Небес.

Йеhошуа предупредил, что заповеди, о которых он будет говорить, нужно правильно исполнять и учить других исполнять их правильно. Следовательно, повеление Моше: Глаз за глаз и зуб за зуб, цитируемое Йеhошуа, нужно понимать так, как это повелевает Тора.

Есть два упоминания в Торе, где говорится глаза за глаз, зуб за зуб. Следует обратить внимание, что эти два повеления, говорят не об одном и том же. Исходя из контекста, в одном случае, речь идет о беременной женщине, а в другом месте речь идет о лжесвидетеле. Данные повеления относятся к власть имущим, которые уполномочены судить дела людей. Неуполномоченный человек не вправе вершить самосуд.

23 «И когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но опасности не будет, то тот наказывается (выкупом), какой наложит на него муж той женщины, и он платит через судей.

24 Если же окажется опасность, то отдай душу за душу,

25 Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,

26 Обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб«.

(Шемот 21)

В данном отрывке, повелевается, наказать за вред нанесенный беременной женщине во время драки. Если случится выкидыш от испуга, то наложить штраф. Если она умерла во время выкидыша – умертвить убийцу. Если он ее покалечил, покалечить и его. Это самый справедливый суд на земле.

15 ‘Да не выступает один свидетель против кого-либо в какой-нибудь вине и в каком-нибудь проступке, во всяком (вообще) грехе, которым он согрешит: по словам двух свидетелей или по словам трех свидетелей да будет постановлено дело.

16 Если выступит свидетель злонамеренный против кого-либо, чтобы свидетельствовать о нем злое,

17 То пусть предстанут оба эти человека, у которых тяжба, пред Йеhовой, пред священников и судей, которые будут в те дни.

18 И если судьи расследовали хорошо, и оказалось: свидетель этот – ложный свидетель, ложно свидетельствовал он против брата своего,

19 То сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и искорени зло из среды твоей.

20 А остальные услышат и убоятся, и не станут более делать такого зла в среде твоей.

21 И да не пощадит глаз твой: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу’«.

(Деварим19)

В этом случае, лжесвидетеля следует наказать в соответствии с его замыслами – то, что он замышлял против ближнего, следует сделать ему. Это самый справедливый суд против лжесвидетеля.

О каком из этих двух постановлений говорит Йеhошуа? Он говорит о втором случае, где речь идет о злонамеренном свидетеле, который организовал суд против ближнего, с той целью, чтобы отомстить в своих похотях или присвоить что-либо себе, отняв это через суд.

К чему же призывает Йеhошуа? Не принимать самовольных поступков против обвинителя.

39. Йеhошуа приводит аллегорию – кто ударит тебя по одной щеке, подставь тому и другую – будь готов к тому, что тебя ударят и по другой щеке. Если Всевышний допустил такое, Он и разрешит это дело так, как Ему будет угодно. Поэтому, воспринимать давление со стороны злонамеренного человека – воспринимать как промысел Йеhовы. Поступая же с злонамеренным человеком аналогично, как он поступил с тобой –уподобиться ему, и стать таким же преступником как этот человек. Есть суд, который должен решать эти дела, самовольно же человек не вправе вершить, т.н. правосудие.

40,41. Если злонамеренному человеку удалось выиграть суд, не следует мстить. Он может и дальше продолжать свое нечестивое дело. Но если суд не оправдывает тебя и нечестивый выигрывает дело, что можно сделать? Ничего. Нужно смириться и быть готовым к худшему, надеясь, что Бог все же выведет твою правду как свет во тьме.

5 Вверь Йеhове путь твой и полагайся на Него – и Он сделает.

6 И проявит, как свет, правоту твою и справедливость твою – как полдень.

7 Жди Йеhову молча и уповай на Него. Не соревнуйся с преуспевающим на пути своем, с человеком, осуществляющим злые замыслы,

8 Останови гнев и оставь ярость, (только) не соревнуйся в делании зла,

9 Ибо злые истреблены будут, а надеющиеся на Йеhову – они унаследуют землю.

(Теhелим 37)

42. Если не отдаст – Бог ему судья. Не следует поступать с ним так же – взять что-либо и не отдать. Не следует уподобляться таковым.

Из выше рассмотренного анализа, можно сделать вывод, что народ был приучен воздавать злом за зло. Поэтому, уча не воздавать злом за зло, посланник Шаул не учил учеников чему-то новому, но учил тому, чему учит Танах, чему учил Йеhошуа. Перушим и учителя Торы, учили обратному.

О врагах (43-48)

43 «Вы слышали, что нашим отцам было сказано: ‘люби ближнего твоего, как самого себя’,

44 Но я говорю вам, любите и своих врагов! Молитесь о тех, кто преследует вас!

45 Тогда станете детьми вашего Отца на небесах. Ведь Он повелевает солнцу светить как над добрыми людьми, так и над злыми, и посылает дождь, как к праведным, так и к неправедным.

46 Какую вы получаете награду, если любите только тех, кто любит вас? Ведь и сборщики налогов поступают так же!

47 И если вы дружелюбны только со своими друзьями, делаете ли вы что-либо необычное? Даже гоим поступают так!

48 Итак, будьте совершенны, подобно тому, как совершенен ваш Отец на небесах!»

В других переводах говорится: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. Такого учения нет ни в Торе, ни вообще в Танах. Тора призывает любить ближнего, как самого себя:

18 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; ты увещевай ближнего твоего, и не понесешь за него греха.

19 Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего твоего, как самого себя; Я Йеhова.»

(Ваикра 19)

По отношению же к врагам (в народе своем) она призывает:

4 «Если застанешь быка, принадлежащего человеку ненавидящему тебя, или осла его заблудившимся, должен ты возвратить его ему.

5 Если увидишь осла, принадлежащего человеку ненавидящему тебя, лежащим под ношею своею, то не оставляй его — развьючь вместе с ним».

(Шемот23)

В данном поучении, Йеhошуа делает аналогию: отцам было сказано любить ближнего, как самого себя. А как относиться к тем, кто нас ненавидит? Точно так же, как поступает наш Отец с теми, которые ненавидят Его. Он посылает для них благо.

Тогда станете детьми вашего Отца на небесах – неужели те, кто не любит врагов, не является сыном Отца небесного? Именно так, ведь Йеhошуа привел очень наглядный пример, в котором он это очень хорошо продемонстрировал:

46 Какую вы получаете награду, если любите только тех, кто любит вас? Ведь и сборщики налогов поступают так же!

47 И если вы дружелюбны только со своими друзьями, делаете ли вы что-либо необычное? Даже гоим поступают так!

Вы не исполняете Тору, как не исполняют ее сборщики налогов и гоим. Если же Тора не исполняется, о каком Царствии Небесном может идет речь? За неисполнение Торы – вечный огонь Гей-Гинома!

Из данного поучения, можно сделать вывод, что народ был научен любить ближнего, но тех, кто не является таковыми, тех, следует ненавидеть – воздавать ненавистью за ненависть. Поэтому,  учение: ненавидь врага твоего – это учение перушим и учителей Торы, но никак не учение Йеhовы. Если Йеhова благ к злым, к тем, кто ненавидит Его, зачем же Ему учить Свой народ ненавидеть тех, кто ненавидит их? Он призывает через Тору оказывать благость ненавидящим, как это продемонстрированно в случае с ослом и быком врага.

Любя врагов, человек совершенствуется в любви, уподобляется Всевышнему, потому как Йеhова есть любовь.

Во всех выше приведенных поучениях, Йеhошуа переучивал народ, возвращая их к правильному понимаю заповедей Торы, исправляя их сознание, некогда испорченное учением перушим и учителями Торы.

Но, на этом проповедь Йеhошуа не закончена. Далее, он еще будет давать наставление народу в 6 и 7 главах.

Admin

,

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru