Недельная глава Ваехи [И жил] с комментариями

29 декабря, 2017
Комментариев к записи: 0

Необходимо не только читать комментарии, но в первую очередь прочитывать указанные в подразделах отрывки из недельной главы Ваехи по ссылкам, для понимания того, о чем говорится в комментариях.

Не следует стараться прочитать все за один раз. Лучше это, растянуть на день, а лучше, прочитывать в течение всей недели, анализируя, конспектируя и тд.

Вы можете оставить ваши вопросы в комментариях под статьей, так же свою точку зрения, дополнить и тд.

Основные фрагменты главы Ваехи:

Годы Йаакова в Египте

Ваехи (Бытие) 47:28

Всего Йааков прожил 147 лет, а 17 лет в Египте. Из этого следует, что переселился  он в Египет в возрасте 130 лет, о чем он сам сказал в 9 стихе Паро.

Йааков обязал Йосэйфа клятвой

Ваехи (Бытие) 47:29-31

Почему у них был такой обычай клятвы, сложно сказать. Видимо это было у всех так. Так делал и Авраам, когда посылал раба своего за Ривкой.

Для чего Йааков так переживал о том, чтобы его похоронили в Кнаане? Если рассуждать с обычной человеческой точки зрения, то какая разница, где быть похороненным? Но Йааков желал быть похоронен с отцами своими. Разве это дает какое-то преимущество мертвым? Мертвым не дает. Но он надеялся на день, в который они все вместе пробудятся в могиле своей для вечной жизни.

И поклонился Исраэйль … Некоторые комментаторы считают, что он поклонился Йосэйфу, согласно снам. Другие считают, что он просто лег.  Так же есть точка зрения, что Йааков поклонился Всевышнему в сторону изголовья.

Йосэйф с детьми приехал к Йаакову

Ваехи (Бытие) 48:1-7

Спустя какое-то время, Йосэйфу сообщили, что отец в плохом состоянии. Видимо Йааков повелел ему приехать с сыновьями, так как он решил им дать отдельную часть в своей земле.

Эфраим и Менаше, как Реувэйн и Шимон, будут мои. Почему Йааков называет Менаше и Эфраима своими детьми? Это для того, чтобы они получили награду от Йаакова, равную наградам его сыновей. Перед этими словами он говорил о земле, которую ему дал Эльшадай. И часть этой земли Йаакова, будет уделом двух сынов Йосэйфа – это как особое почтение отца к сыну – Йаакова к Йосэйфу.

А дети твои, которых ты родил бы после них, будут твои. Другими словами: этим твоим детям удел в земле будет принадлежать земля  твоего удела.

Рахэйль не смогла родить ему других детей, потому что при родах умерла. Йааков решил восполнить тех сынов, которых он не родил по причине смерти Рахэйли, чтобы было у него не двенадцать наделов в земле, а больше. Для чего? Чтобы народ его захватил как можно больше земель в Кнаане.

Йааков благословляет сыновей Йосэйфа

Ваехи (Бытие) 48:8-20

И будут названы они именем моим. Народ Йаакова стал называться Йсраэйлем. Это как отчество в наше время. — Чей ты сын? — Йсраэйла. Потому они будут называться не сынами Йосэйфа, а сынами Йсраэйла, для того, чтобы у них был свой удел и они были как одни из сыновей его. Они будут не народами Йосэйфа, а народами Йсраэйла.

Почему младший опять, как и в случае с Йааковом и Эйсавом, предпочтительней старшего? Возможно, Йаакову была открыта причина, ведь у него был свой жизненный опыт – избрание не по первородству, а по воле Всевышнего.

Йааков напомнил Йосэйфу обетование Эльшадая

Ваехи (Бытие) 48:21,22

Йааков напомнил Йосэйфу, что здесь они вечно жить не будут. Эльшадай поселил их в Египет, чтобы размножить их в хороших условиях. Однако придет время, им уходить в свою землю и поделить ее на всех сыновей – 12, а для Йосэйфа три доли – Йосэйф, Менаше, Эфраим. Им достанется тот участок в Кнаане, который Йааков отстоял у Эморийцев войною. Не он нападал на них, а они хотели отнять у него землю, считая ее своей территорией. Но он (рабы его) отвоевал ее у Эморийцев — не отдал им ее во владение.

Йааков призвал сыновей, чтобы благословить их перед смертью

Ваехи (Бытие) 49:1,2

… я возвещу вам, что случится с вами в последствии дней. Из этих слов, можно сделать вывод, что Йааков был пророком.

с вами – это в первую очередь относится к самим сыновьям, а во вторую – их потомству. Но нам ничего не известно о том, как жили сыновья Йаакова в Египте, за исключением Йосэйфа, который так и остался у трона и умер. Потому, остается только то, как отнести слова Йаакова, в большей степени, к потомству сыновей.

Благословение Реувэйна

Ваехи (Бытие) 49:3,4

Реувэйн был лишен первородства по той причине, что совершил гнусный грех – лег с женой отца. Тора говорит:

8 Наготы жены отца твоего не открывай; это нагота отца твоего.

(Шемот 18)

Об этом говорил и посланник Шаул:

1 Поступают сообщения, что есть среди вас сексуальный грех, причём такого рода, который осуждается даже гоим – мужчина живёт со своей мачехой!

2 И вы гордитесь этим? Разве не должны вы скорбеть об этом, что побудило бы вас исключить из своего общества человека, который поступает так.

(1 письмо в Коринф 5)

Человек, осквернивший ложе отца, оскорбил отца.

Благословение Шимон и Лэйви

Ваехи (Бытие) 49:5-7

Шимон и Лэйви  идут по старшинству за Реувэйном, но и они не имеют право быть первородными, потому что истребили коварно народ, используя для этой цели заповедь, Брит Мила.

На страницах Торы мы не находим поступка, когда они ради забавы перерезали сухожилия тельцу. Однако этот поступок, как жестокость ради забавы, вменяется им как серьезный грех.

Благословение Йеhуды

Ваехи (Бытие) 49:8-12

Йеhуда будет главным коленом, от которого произойдет спасение – избавление от смерти. Пока не придет Мессия, царская династия будет иметь смысл и значение, потому что именно по этой линии придет в мир Избавитель от смерти – Мессия.  Он уже пришел, хотя его многие не признали.

Потому, в Танах и в Брит Хадаша так тщательно наблюдали за родословной. Подробней о родословной можно прочитать в статье: Родословная Иисуса Христа.

Колено Йеhуды осталось до нашего дня, пройдя все трудности существования среди гоим.

Почему Йааков говорит о виноградной лозе, вине? Возможно, этим он хотел показать изобилие. Вино – это не только алкогольный напиток, но и ежедневное питье за едой. Кроме того, вино – это один из символов, который присутствует при договоре. Можно привести некую аллегорию – Йеhуда имел вино, для заключения Брит Хадаша, а хлеб принадлежал остальным коленам. Потому сказано, что Брит Хадаша будет заключен с двумя домами сынов Йаакова – Дом Йеhуды и дом Йсраэйла.

Благословение Зэвулуна

Ваехи (Бытие) 49:13

Для Зэвулуна Йааков указал место, где он будет проживать в своем уделе. Возможно, Йааков в своих словах намекал для каждого сына его место в земле Кнаана.

Благословение Иссахара

Ваехи (Бытие) 49:14,15

О Иссахаре сказано, что он как сильный осел будет носить на себе грузы. Его промысел перевозить грузы на ослах. Насколько, это было реально в будущем, можно узнать, если изучить историю этого колена.

Благословение Дана

Ваехи (Бытие) 49:16-18

Данный текст толкуют по разному – разный перевод. Одни считают, что единственное колено, которое мстит за себя, другие, что одно колено будет мстить за всех, третьи – мстить за себя.

Благословение Гада

Ваехи (Бытие) 49:19

Гад будет жить, видимо рядом с гоим, которые будут постоянно делать на него набеги, но он будет преследовать врагов до тех мест, откуда они вышли.

Благословение Ашейра

Ваехи (Бытие) 49:20

Ашейр видимо будет жить в той местности, где хорошо будут расти злаки.

Благословение Нафтали

Ваехи (Бытие) 49:21

О Нафтали так же есть разные переводы. Но ближе всего смысл таков, что он будет как олень. Даже не олень, а олениха, лань, самка. Почему? В самом стихе говорится – его речи будут изящны. Самыми изящными речами считаются речи женщин. Потому, Нафтали сравнивается с женщиной с изящными речами, аллегорически сравнивая с  оленихой, ланью. Видимо, это как-то связано с местом его обитания в земле Кнаан.

Благословение Йосэйфа

Ваехи (Бытие) 49:22-26

Йааков назвал Йосэйфа ростком плодоносным, наверное, по той причине, что именно он является спасителем своего народа. Он сравним с Йеhошуа  бен Йосэйф – Мессией, который пришел, чтобы спасти свой народ от смертного рабства и дать вечную жизнь. О нем, как и об Йосэйфе сказано, как о ростке плодоносном, который вышел из пересохшей от зноя земли и дал всем жизнь:

2 И взошел он, как росток, и, как корень, (пророс) из почвы сухой, ни виду в нем, ни красоты, и видели мы его, но не (таков был) образ его чтобы прельститься им.

((Йешайа 53)

Йааков уже определил ранее для сынов Йосэйфа отдельно земли, которые граничат с Эйморицами. Для Йосэйфа так же будет свой удел. Более подробно о наделах нужно смотреть в книге Йеhошуа бен Нуна с 14 главы и далее.

Невзирая на то, что Йосэйф был один на один со смертью, он победил, потому что Йеhова был с ним и помог ему преодолеть долину смертной тени. За свой подвиг он получил благословение – стал царем. В истории только два пастуха стали царями по избранию – Йосэйф и Давид.

Благословение Бэнйамина

Ваехи (Бытие) 49:27

Бэнйамина сравнивает Йааков с охотником. Его промысел – ловить дичь. Возможно это тоже связано с местом его обитания в земле Кнаан.

Предсмертные слова Йаакова

Ваехи (Бытие) 49:28-33

Йааков просит похоронить его там, где его дед, отец и жена Лэя. Не сказано, когда умерла Лэя. Однако она умерла,  уже в Египте, потому она и еще две других жены (Берейшит 46:26) пришли в Египет. Йааков же, отвез ее тело в Кнаан и там похоронил.

Приготовление к погребению

Ваехи (Бытие) 50:1-3

Зачем Йосэйф решил набальзамировать отца? Возможно для того, чтобы тело его не разлагалось, пока будут его вести к могиле. У египтян была технология бальзамирования, чтобы тело не портилось, не разлагалось, а постепенно усыхало. Срок бальзамирования – сорок дней.

Благоволение Паро

Ваехи (Бытие) 50:4-7

Йааков был пастухом, но его похоронили с великими почестями как царя. В этом заслуга Йосэйфа, который не осквернил себя с женой Патифара но избрал тюрьму, чтобы сохранить свою святость. Йосэйф имел великое уважение у всех египтян. Годы семилетнего голода давно прошли, но египтяне помнили, кто такой Йосэйф – он раб Всевышнего Бога.

Похороны Йаакова

Ваехи (Бытие) 50:8-13

Почему семь дней был траур? Число семь означает полноту чего либо. Потому семь дней – это все, что мог сделать Йосэйф из почтения к отцу – горько плакал. Он прожил большую часть свой жизни без отца в то время, когда ему так его не хватало.

После похорон

Ваехи (Бытие) 50:14-21

У братьев все же оставался страх перед Йосейфом. Они еще думали, что он не мстит им из-за отца. Когда Йааков умер, они забеспокоились о своей безопасности. Чтобы обезопасить себя они решили пойти на хитрость, сказал, что отец просил сказать  Йосэйфу, простить их грех.

Йосэйф же сказал, что ему не дано такого права — наказывать их. Всевышний сделал великое, пожертвовав Йосэйфом ради спасения дома Йаакова. Потому, только Всевышний может решать в этом случае — наказать братьев за зло или простить.

Оставшиеся годы жизни и предсмертные слова

Ваехи (Бытие) 50:22-26

Йосэйф понимал, что они живут на чужой земле, и верил словам отцов, что Бог вернет потомство Йаакова в Кнаан. Поэтому, он завещал братьям, вынести его прах и положить в гробнице отцов. Сами же братья были похоронены в земле египетской, но предсмертные слова Йосэйфа передавались из поколения в поколение.

Admin

Оставить комментарий

  • Рейтинг@Mail.ru